Menu

афинский театр в древней греции



Греческий театр. История театра

Окружающий мир в представлении древних греков — это сцена театра, а люди — актеры, пришедшие с небес для того, чтобы сыграть роль и затем уйти в небытие. На основе этого постулата с признаками космологизма и возник греческий театр, который в полной мере отражает религию эллинов. Первое время спектакли носили глубоко религиозный характер, но постепенно пьесы становились ближе к реальной жизни простых людей.

Популярность

Возникновение греческого театра связано с религиозным культом Диониса, бога растительности, виноградарства, виноделия. Представления строились на сюжетах, посвященных этому небожителю, и были пронизаны благоговейным почитанием божества. Греческий театр появился в VI веке до н.э. и сразу стал частью жизни населения Афин. О популярности его можно судить по грандиозным сооружениям на склонах холмов в виде амфитеатра, вмещающего до 30 тысяч зрителей.

Драматургия прошлого

Древний греческий театр стал расширяться в плане разнообразия спектаклей, появились многочисленные труппы актеров, которые играли уже не только драмы и трагедии, связанные с Дионисом. Великие трагики древности — Еврипид, Эсхил, Софокл — писали пьесы из жизни греческого общества, которые пользовались неизменным успехом. Особенно зрителям нравились комедии Аристофана.

Вся история театра древней Греции состоит из противоположных по смыслу спектаклей. В трагедиях обычно отражались мифы и легенды, в которых боги выступали как непобедимая грозная сила. Герои спектакля боролись с небожителями, погибали, но не сдавались. Комедии, напротив, были смешными и носили остросатирический характер. Актеры греческого театра не выказывали никакого почтения к богам, а порой даже высмеивали их. Героями комедий были простые люди, ремесленники, торговцы, чиновники, рабы, домохозяйки.

Театральные представления обычно проходили на празднике Великих Дионисий. Спектакль устраивался на круглой площадке в нижней части амфитеатра, которая называлась «орхестра». Там размещался хор певчих, которые должны были сопровождать действие. Певцы передвигались по кругу, а среди них находился актер, играющий свою роль. Первоначально все роли в спектакле возлагались на одного исполнителя. Чтобы как-то выделиться из окружающего его хора, актер надевал обувь на высокой платформе — так называемые котурны, благодаря которым становился выше на 15 сантиметров.

Структура спектакля

Вскоре афинский трагик Эсхил ввел второго актера и тем самым сделал действие более динамичным. На орхестре появились декорации, звуковые машины, имитирующие гром и молнию, вой ветра и шум дождя. Затем трагик добавил еще одно действующее лицо. Однако ролей становилось все больше и больше, с ними не справлялись даже трое актеров. Тогда были введены маски, каждая из которых представляла определенный образ. Для перевоплощения достаточно было сменить маску и выйти на сцену в новом обличии.

На заднем плане, за орхестрой, находилось специальное помещение — скена, где актеры могли незаметно для зрителей сменить маску, которая делалась из разноцветной глины и отражала определенное выражение лица героя и его настроение. Характерность маски была обычно ярко выраженной, при взгляде на нее зритель сразу понимал, что хочет сказать актер, и какие чувства он пытается выразить.

Маски как основа театрального искусства

Особое значение имел цвет маски: смуглый оттенок говорил о спокойствии и хорошем здоровье персонажа, болезнь или недомогание олицетворял желтый цвет, красный говорил о хитрости, возмущение и гнев представлялись багровой маской. Выразительность масок лежала в основе всего спектакля, на этом строилось все театральное действие. Актеру нужно было только подкрепить впечатление жестами и движениями тела. Маски греческого театра также играли роль рупора, усиливая силу звучания голоса актера.

Состязательность

Греция издревле считалась страной соревнований. Не избежал этой традиции и театр. В дни Великих Дионисий все спектакли были подчинены огону — состязательности. В праздничные дни устраивались три трагедии и одна комедия сатирической направленности. По окончании каждого представления зрители определяли лучшего актера, лучшую постановку и так далее по всем признакам, которые характеризовали спектакль. В последний день Великих Дионисий победители получали призы.

Отцы драматургии того времени — Эсхил, Еврипид, Софокл — состязались между собой. Эсхил, проповедующий нравственность, моральную ответственность за допущенное зло, благодаря своим произведениям («Орестея», «Прометей», «Персы» и др.) побеждал 13 раз. Софокл признавался как лучший трагик 24 раза, в этом помогли созданные им образы в трагедиях «Электра», «Антигона», «Эдип». Самый младший драматург — Еврипид — старался догнать старших наставников, его персонажи — Медея, Федра — глубоко психологичны.

Античная комедия Аристофана представлена следующими произведениями: «Осы», «Всадники», «Лягушки», «Лисистрата», «Мир», «Облака». Сюжеты сатирических пьес перекликались с политической обстановкой в Греции того периода. В сравнении с драматургией, основанной на легендах, комедии Аристофана отражали реальность.

Греческий театр, его устройство

Склоны холмов и открытое небо. Греческий театр античного периода построен по следующему принципу: ступенчатый амфитеатр в форме усеченного круга поднимается вверх от круглой площадки-сцены. Если мысленно продолжить пологую конструкцию, то получится замкнутая фигура, состоящая из правильных концентрических кругов. Каждый круг сложен из грубо отесанных каменных блоков. Поверхность камня шероховатая, а его контуры настолько правильно рассчитаны, что стыки почти незаметны. За ярусами греческого амфитеатра в Афинах стоит титанический труд сотен тысяч рабов, которые работали без отдыха днем и ночью. 78 рядов зрительских мест делятся на несколько сегментов клинообразной формы. Греческий театр обязательно имел первый ряд со спинками для важных персон, жрецов, должностных лиц и почетных гостей. Отдельно стоит каменное кресло с ажурной резьбой, это место жреца Диониса.

Круглая площадка, сцена театра, так называемая орхестра, отделяется от амфитеатра невысоким забором. В ее центре находится алтарь-жертвенник Диониса, на его ступенях во время спектаклей сидели музыканты. С внешним миром орхестра соединяется проходами — пародами. Площадка регулярно засыпалась мелким щебнем или песком. Позже была вымощена брусчаткой.

Позади орхестры находился проскений — помост для сбора актеров накануне выступления. А за ним располагалась скена или, выражаясь современным языком, гримерка, где исполнители ролей подбирали себе маски и готовились к выходу на орхестру. По бокам скены было два небольших флигеля, где хранился театральный реквизит и маски. Эти помещения назывались «параскении».

Общение перед спектаклем

Многовековая история театра Греции отмечена одной непоколебимой традицией. Публика собиралась задолго до начала спектакля, люди шли длинной вереницей по пародам и рассаживались на свободные места. Ранний приход отчасти объяснялся желанием занять лучшее место. Кроме того, было принято перед представлением общаться с соседями, узнавать новости и делиться своими мыслями. Античный греческий театр был своего рода центром общения столичных жителей. Обычно люди приходили целыми семьями.

Современный театр Греции

В самом начале 20-го века в Афинах был создан театр «Новая сцена», название которого говорило само за себя. В репертуаре «Неа Скини» были произведения как греческих драматургов, так и авторов из других стран. Пьеса Ибсена «Дикая утка», «Нахлебник» Тургенева, «Тайна графини Валерии» Ксенопулоса и многие другие были сыграны и включены в репертуар.

Основатель труппы К. Христоманос стремился создать актерский ансамбль последнего поколения без оглядки на традиционный древнегреческий театр масок, с условными героями и не вполне определенными ролями. В целом ему это удалось, но все же некоторые нюансы из прошлого проскальзывали в постановках. Некоторые сцены не обходились без застывшего выражения лица актера, напоминающего маску. Иногда мимика не позволяла выразить чувства так, как это могла сделать маска. Таким образом прослеживалась связь веков.

В период с 1910 по 1920 год греческое театральное искусство пришло в упадок. Сказалась напряженная ситуация в обществе в связи с Первой мировой войной и общим экономическим застоем. Людям было не до зрелищ. Почти все театры перешли на коммерческую основу, а это означало полный пересмотр репертуара, замену классических произведений низкопробной бульварщиной. Перемены были неизбежны, поскольку в зрительные залы стали приходить разухабистые личности, которые предпочитали видеть на сцене полуобнаженных актрис, а все остальное их не интересовало. Все попытки восстановить на сцене классические спектакли по пьесам Софокла и Эсхила оканчивались провалом. Пришло другое время, и современный театр занял свои позиции.

Звезды-одногодки, которые выглядят на разный возраст Познакомьтесь со списком звезд, которые родились в один и тот же год, но выглядят по-разному. Вас потрясут эти фото.

10 оскорблений от Шекспира, которые работают лучше, чем современные Познакомьтесь с оригинальными ругательствами Шекспира — вам понравится пользоваться некоторыми из них.

Дата рождения может многое о вас рассказать В настоящее время все больше людей склоняются к тому, что цифры имеют в судьбе основополагающее значение. Мы приходим в этот мир в определенный день м.

Что произойдет, если вы будете делать «планку» каждый день: 7 неожиданных эффектов «Планка» — это невероятная позиция, которая полезна сама по себе, но также является удобной для выполнения дополнительных упражнений.

7 секретов людей, у которых всегда чисто в доме Хотите, чтобы у вас в доме было чисто всегда, а не только по воскресеньям после генеральной уборки? Тогда следуйте этим советам.

15 самых красивых жен миллионеров Познакомьтесь со списком жен самых успешных людей мира. Они потрясающие красавицы и нередко успешны в бизнесе.

Театр Диониса в Афинах

Одной из достопримечательностей древнего греческого города Афин является театр Диониса. Он представляет собой самый старый театр в мире. Театр Диониса в Афинах был построен еще в VI веке до нашей эры. Именно здесь проводились знаменитые афинские дионисии – праздники в честь Диониса, бога искусств и виноделия, проходившие дважды в год. Древние греки с удовольствием посещали состязания актеров, которые вскоре получили название «театр».

Однако современное понятие театра очень отличается от древнегреческого. Тогда, до нашей эры, зрители наблюдали за одним лишь актером в маске, показывающим свое умение под аккомпанемент хора. Как правило, во время дионисий соревновались между собой два или три актера в различных жанрах. Лишь много позже, с развитием театрального искусства, актеры перестали носить маски, а в представлениях начало участвовать сразу несколько человек.

В дальнейшем в театре Диониса в Афинах ставились сцены из Софокла, Еврипида, Эсхила и других античных драматургов.

Особенности античной постройки афинского театра Диониса

Находится театр Диониса на юго-восточной стороне афинского Акрополя.

В древности сцена театра назвалась орхестра. От зрительного зала ее отделял ров с водой и широкий проход. Сзади орхестры располагалась схена – здание, где актеры переодевались и ожидали выхода на сцену. Стены орхестры были украшены барельефами из жизни древнегреческих богов, в частности, самого Диониса, и эти произведения искусства частично сохранились до наших дней.

Характерной особенностью театра Диониса является то, что он не имеет крыши и располагается под открытым небом. Он сделан в форме амфитеатра из 67 рядов, располагающихся в форме полукруга. Такой характер постройки обусловлен большой площадью театра, ведь он был рассчитан на 17 тысяч зрителей. На то время это было очень много, поскольку численность афинян составляла вдвое больше – около 35 тысяч человек. Стало быть, каждый второй житель Афин мог присутствовать на представлении.

Изначально посадочные места для любителей зрелищ были выполнены из дерева, но в 325 году до нашей эры они были заменены на мраморные. Благодаря этому некоторые кресла сохранились до сих пор. Они очень низкие (всего около 40 см высотой), поэтому зрителям приходилось сидеть на подушках.

А для особо уважаемых посетителей театра Диониса в Древней Греции каменные кресла первого ряда были именными – об этом свидетельствуют хорошо различимые надписи на них (к примеру, кресла римских императоров Нерона и Адриана).

На заре нашей эры, в I веке, театр перестраивался снова, на этот раз – под гладиаторские бои и цирковые представления. Тогда между первым рядом и ареной был выстроен высокий бортик из железа и мрамора, призванный обезопасить зрителей от участников таких представлений.

Древнегреческий театр Диониса сегодня

Как одно из наиболее древних сооружений столь великой культуры, театр Диониса в Афинах подлежит реставрации. Сегодня этим занимается некоммерческая организация «Диазома». Финансируются работы частично из бюджета Греции, частично – из собранных с помощью благотворительности средств. На это будет потрачено около 6 миллиардов евро. Главным реставратором является греческий архитектор Константинос Болетис, а сами работы планируется закончить к 2015 году.

Вот каков план работ по реставрации знаменитого памятника архитектуры и искусства:

  • укрепить стены сооружения;
  • отреставрировать старые сиденья и добавить несколько ярусов новых;
  • восстановить декоративные элементы, которыми украшены стены и бортики театра.

Театр Диониса в Греции – это памятник всему мировому искусству. Будучи в Афинах, обязательно посетите древний Акрополь, чтобы воздать должное этой достопримечательности.

Государственный пограничный комитет Республики Беларусь - Информация обновляется каждый четный час с 06.00 по 00.00
Grand Prestige Hotel & Spa в Сиде Grand Prestige Hotel & Spa 5 Описание отеля
Горнолыжный комплекс Grandvalira (Андорра, Грандвалира) - отзывы Отзыв рекомендуют:38Дата отзыва: 2012-11-21 Достоинства: Большая зона катания
Гран-при Монако Интересные факты Накануне гонок на улицах Монако заваривают крышки люков, т.к. из за
Гран-при Испании 2012 года это: Квалификация После завершения быстрого круга, по результатам которого Льюис Хэмилтон