Menu

города эллады подчиняются македонии конспект урока



Города Греции подчиняются Македонии

44. Города Греции подчиняются Македонии

Недолог был период расцвета Греции. При Перикле в 431 году до н. э, началась война . которую называют Пелопоннесской. Это была самая большая война между греками. Вся Греция раскололась на два лагеря: во главе одного стояли демократические Афины, во главе другого — олигархическая Спарта.

Пелопоннесская война длилась почти 30 лет и была очень ожесточенной. Погибло множество людей — и воинов, и мирных жителей, тысячи граждан попали в плен и были проданы в рабство. Было вытоптано много посевов, погибла часть оливковых садов и виноградников. Военные действия завершились победой Спарты, которая стала господствовать в Греции. Роль Афин теперь была незначительной.

После войны наступил новый период в истории Эллады — период ее упадка. В Греции многие были недовольны господством Спарты. Ведь спартанцы грубо вмешивались в жизнь попавших в зависимость от них полисов . всюду устанавливали олигархические порядки.

Воспользовавшись положением в Греции, персы вернули себе власть над полисами Малой Азии.

Вскоре против власти спартанцев выступили жители города Фивы в Беотии. Они изгнали из города спартанский отряд и перебили сторонников спартанцев из числа местной знати. Фивы, где установилась демократия, объединили все полисы Беотии в союз, который начал войну со Спартой.

Во главе союза встал фиванец Эпаминонд — замечательный полководец. В 371 году до н. э. в битве около города Левктры в Беотии он применил невиданный ранее боевой строй — косой клин. Основную часть войска он сосредоточил на правом крыле фаланги. Спартанцы, которые считались непобедимыми, были разбиты. В Спарте восстали илоты и периэки. Мессения получила свободу.

Пока греки ослабляли друг друга междоусобными войнами, над их страной нависла новая угроза. Эта угроза шла со стороны Македонии.

2. Македония и царь Филипп.

Македония находится к северо-востоку от Греции, на границе с Фессалией. Язык македонян близок к греческому, и сами македонцы считали себя греками. Македония отставала в своем развитии от Эллады. Большинство населения занималось сельским хозяйством. Во главе Македонии стоял царь, в мирное время большую роль играл совет знати.

Все изменилось, когда в 359 году до н. э. царем Македонии стал Филипп. За годы своего правления он превратил страну в могущественную державу, Филипп был прекрасным организатором — решительным и энергичным, талантливым полководцем, красноречивым оратором, осторожным дипломатом. Он был хорошо образован, знал греческую культуру .

В начале своего правления царь значительно укрепил армию. Ее главную силу составляла фаланга, набранная из крестьян. Она напоминала греческую фалангу, но имела и некоторые отличия. Вооружение воина состояло из шлема, кожаного панциря, щита, короткого меча и очень длинного копья.

Во время боя воины первых шести рядов фаланги держали копье двумя руками, направляя его в сторону врага. Остальные ряды держали копья вверх. Македонскую фалангу сравнивали со страшным железным зверем, к которому нельзя приблизиться. Филипп постоянно тренировал воинов, заставляя их ежедневно в полном вооружении проходить по многу километров.

В отличие от греков македоняне придавали большое значение боевой коннице. Конные воины набирались из числа знати, их называли товарищами царя. Для осады городов широко использовали подвижные башни на колесах. Филипп сумел создать армию, которая была лучше греческой по своему вооружению, выучке и дисциплине.

3. Начало завоеваний Филиппа.

С такой армией македонский царь смог начать завоевание соседних земель. Сначала он захватил часть Фракии с богатыми золотыми рудниками, что позволило ему чеканить свою золотую монету. Теперь у Филиппа было много денег, которые он использовал для подкупа греческих политиков. Он говорил, что нет таких ворот в городской стене, через которые не прошел бы осел с мешком золота. Одновременно царь старался расколоть греков. Воюя с одними полисами, он заключал мирные договоры с другими.

Обстановка в Греции была благоприятна для замыслов македонского царя. Ожесточенная борьба шла там не только между полисами, но и внутри их. Усилился раскол между богатыми и бедными гражданами. В некоторых городах борьба между ними доходила до кровавых столкновений.

Среди сторонников Филиппа в Греции оказались не только подкупленные им политики. Некоторые греки искренне верили, что будет лучше оказаться под властью Македонии: Филипп наведет порядок и прекратит междоусобицы. Но большинство греков являлись противниками Македонии. Они понимали, что Филипп хочет поработить их страну. Самым главным врагом царя стал знаменитый афинский оратор Демосфен.

4. Демосфен и его борьба за свободу Греции.

Демосфен приобрел своим красноречием известность по всей Элладе. Даже враги его признавали, что имеют дело с достойным противником. Оратор всю свою жизнь посвятил борьбе с Филиппом. В своих многочисленных речах он призывал эллинов с оружием в руках отстаивать свою независимость. Сначала Демосфен выступал в Афинах, затем объехал все греческие города. Ему удалось совершить настоящее чудо: вечно враждующие полисы объединились для борьбы с Филиппом. Так велика была сила его красноречия.

5. Битва при Херонее и ее последствия.

Решающая битва произошла в 338 году до н. э. Около городка Херонея в Беотии. Здесь македонское войско встретилось с объединенными силами греческих полисов.

В рядах афинского ополчения находился и Демосфен. Союзные войска греков численно превосходили македонян. Они мужественно сражались, но воины Филиппа были лучше обучены и вооружены. Македонцы победили. Более половины греческой армии попало в плен, многие воины погибли.

Греция оказалась под властью Филиппа. Один современник сказал: «Вместе с телами павших при Херонее была зарыта и свобода греков». Филипп созвал в Коринфе представителей всех полисов. Был создан Всегреческий союз во главе с Филиппом. Провозглашался всеобщий мир между полисами, а внутри полисов запрещались любые перемены. Нельзя было отменять долги, производить передел земли, изменить власть. Для соблюдения этих решений во многих городах были размещены македонские войска. В Коринфе приняли также решение о войне с Персией. Ее официальной целью провозгласили месть персам за то, что они разрушили греческие святыни во время греко-персидских войн. Верховным командующим военных сил Греции и Македонии стал Филипп.

Вернувшись в Македонию, Филипп занялся подготовкой к войне. Но он был убит одним из придворных, которого тут же самого закололи. Причина убийства осталась неразгаданной.


В.И. Уколова, Л.П. Маринович, История, 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Методическая разработка (история, 5 класс) на тему:
Разработка урока "Города Эллады подчиняются Македонии"

Тема: Города Эллады подчиняются Македонии.

Когда мы едины, мы непобедимы.

— объяснить причины упадка Греции, которые в свою очередь стали причиной подчинения её Македонией; сформировать представления об образовании Македонского царства и начале завоеваний Филиппа;

— формировать эмоционально-ценностное отношение к прошлому, формировать активную гражданскую позицию (на примере греков – патриотов);

— продолжать развивать: 1) умение работать с картой; 2) умение работать с таблицей, выделять главное; 3) проводить сравнительный анализ.

Тип урока: комбинированный.

  1. Карта «Поход Александра Македонского на Восток».
  2. Презентация.
  3. Раздаточный материал: таблица, «исторические пазлы»
  1. Годер, Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. Выпуск 2. — М. 2007.
  2. Вигасин, А.А. Годер, Г.И. Свенцицкая, И.С. История Древнего мира: учебник для 5 кл. – М. 2007
  1. Орг. момент.
  2. Опрос по теме: «Афинская демократия при Перикле».
  1. Фронтально, устно, решение кроссворда (см. презентацию).
  2. Проверка выполнения одного из заданий в тетради с печатной основой.

Задание № 41. Что вы знаете о Народном собрании в Древних Афинах? Один учащийся читает, остальные — проверяют, исправляют.

Почему период правления Перикла считают расцветом Афинской демократии? (перечисляют факты).

  1. Подготовка к изучению нового материала.

Время пребывания Перикла в должности главного стратега, историки считают золотым веком Афинской демократии, но уже при его жизни в Греции начали происходить события, которые привели к потере Грецией независимости. Об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

Тема нашего урока: Города Эллады подчиняются Македонии.

Цель: выяснить причины поражения Греции в борьбе с Македонией за свою независимость.

План изучения нового материала:

1. Упадок Греции.

2. Усиление Македонии при царе Филиппе II.

3. Потеря Грецией независимости.

4. Гибель Филиппа. Приход к власти Александра.

Задание на урок:

Докажите, что Македония к н. IV века была более сильным государством, чем Греция.

  1. Упадок Греции в IV веке до н. э.

Учитель: Уже при жизни Перикла в Греции начались междоусобные войны. И Афины, и Спарта стремились к господству над Грецией. Серия войн за господство в Греции между Афинами и Спартой получили название — пелопонесские войны (431-404). Эти войны закончились поражением Афин. Самостоятельная учебная деятельность

Давайте выясним последствия этих войн для всей Греции: Прочитайте учебник на с. 186 и выделите последствия междоусобных войн. Сравниваем с эталоном ответа в презентации:

1) упадок хозяйства (гибель оливковых рощ и виноградников); 2) разорение крестьян и ремесленников; 3) обострение борьбы между богатым и бедными. Вывод: Греция была истощена междоусобными войнами.

2. Усиление Македонии при царе Филиппе. Вместе с тем, в это же время усиливается северный её сосед – Македония.

Работа с картой, контурной картой. Найдите Македонию на карте (у доски один из учащихся), отметьте в своих контурных картах с. 36. Опишите словами – где находится Македония (на севере Балканского полуострова).

В середине 4 века до н. э. царь Филипп сумел объединить под своей властью все македонские земли. Македонские цари находились под влиянием

греческой культуры. Они строили театры, приглашали эллинских поэтов и художников. По просьбе царя Филиппа учителем его юного сына Александра стал крупнейший ученый Греции Аристотель. Знатные македоняне свободно говорили и писали по-гречески.

Работа со схемой. Расскажите о нововведениях Филиппа по схеме (см. презентацию).

Филипп создал большую и боеспособную армию. Об этом нам сейчас подробно расскажет (опережающее задание, сообщение) Троян Сергей. Македонская конница состояла из знати, а пехота набиралась из пастухов и земледельцев. Каждый пехотинец получал шлем, кожаный панцирь, круглый щит, короткий меч и длинное копье. Фаланга строилась в 16 рядов. В бою первые шесть рядов держали двумя руками копья, направляя их в сторону врага: первый ряд — перед собой, а воины остальных рядов клали свои копья на плечи впереди стоящих. Если же часть вражеского войска заходила фаланге в тыл, то воины последних рядов поворачивались к противнику лицом. Тогда фаланга становилась неприступной со всех сторон. Недаром говорили, что она похожа на ощетинившегося железом зверя, к которому опасно приближаться.

Армия Филиппа имела метательные орудия, с помощью которых в противника бросали камни, бревна и большие стрелы. Такие орудия устанавливались также в огромных многоэтажных башнях на колесах. Сотни воинов толкали башни — они шумели и грохотали, приближаясь к осажденному городу и наводя ужас на его защитников.

Царь с издевкой говорил, что в самой неприступной крепости найдется калитка, через которую проникнет осел, груженный золотом (Как вы понимаете эти слова?). Стремясь покорить соседние страны, Филипп рассчитывал не только на военную силу. Он умело ссорил между собой своих противников, нередко добивался успеха подкупом.

Причина поражения греков и их подчинение Филиппу кроется только в силе и многочисленности его войска?

3. Потеря Грецией независимости.

Внутренние греческие противоречия и раздоры были выгодны…? для Филиппа, он решил захватить Грецию и начал подчинять один город за другим. Среди греков было много сторонников и противников Филиппа.

Работа по группам. Задание: заполните недостающие колонки в таблице «Отношение греческого общества к угрозе македонского завоевания».

«Врага боятся меньше, чем собственных сограждан». Видел спасение родины в добровольном подчинении Филиппу, объединении греков и македонцев против персов.

«Если даже все эллины согласятся быть рабами, мы должны бороться за свободу». Отстаивал независимость и свободу Греции, сплотил ряд греческих городов для борьбы с Филиппом.

Сообщение о Демосфене (резервное задание). Какие поучительные выводы можно сделать из жизни Демосфена? (Нужно стремиться к своей цели…). Речи Демосфена называли филиппиками – осуждение, обвинение. Демосфену удалось сплотить часть городов-государств для борьбы с Филиппом. В 338 г. при г. Херонея произошла решающая битва с войском Филиппа.

Отметьте на контурной карте год и место сражения. Дидактическая игра «Собери пазлы».

Умный Филипп не объявил себя царём (почему?), он добился, что побеждённые греки поклялись ему в верности, признали его своим военным предводителем. Немедленно началась подготовка похода на персов.

4. Гибель Филиппа. Приход к власти Александра. Филиппу не удалось осуществить свои замыслы, он погиб, а его сын, Александр был провозглашён новым царём.

Фрагмент фильма «Александр».

Выскажите свои первые впечатления о личности Александра. Готов ли он был продолжить дело своего отца?

Александр Македонский решил продолжить дело своего отца и возглавить поход в Азию.

Вернёмся к заданию урока…

Закрепление: тестовые задания в презентации.

2) выяснить смысл выражений: «Гордиев узел», «слава Герострата».

3) подготовить сообщение об Александре Македонском.

Конспект урока по истории Древнего мира "Города Эллады подчиняются Македонии".

Опрос по теме: «Афинская демократия при Перикле».

Фронтально, устно, решение кроссворда (см. презентацию).

Проверка выполнения одного из заданий в тетради с печатной основой.

Задание № 41. Что вы знаете о Народном собрании в Древних Афинах? Один учащийся читает, остальные — проверяют, исправляют.

Почему период правления Перикла считают расцветом Афинской демократии? (перечисляют факты).

Подготовка к изучению нового материала.

Время пребывания Перикла в должности главного стратега, историки считают золотым веком Афинской демократии, но уже при его жизни в Греции начали происходить события, которые привели к потере Грецией независимости. Об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

Тема нашего урока: Города Эллады подчиняются Македонии.

Цель: выяснить причины поражения Греции в борьбе с Македонией за свою независимость.

План изучения нового материала:

1. Упадок Греции.

2. Усиление Македонии при царе Филиппе II.

3. Потеря Грецией независимости.

4. Гибель Филиппа. Приход к власти Александра.

Задание на урок:

Докажите, что Македония к н. IV века была более сильным государством, чем Греция.

Упадок Греции в IV веке до н. э.

Учитель: Уже при жизни Перикла в Греции начались междоусобные войны. И Афины, и Спарта стремились к господству над Грецией. Серия войн за господство в Греции между Афинами и Спартой получили название — пелопонесские войны (431-404). Эти войны закончились поражением Афин. Самостоятельная учебная деятельность

Давайте выясним последствия этих войн для всей Греции: Прочитайте учебник на с. 186 и выделите последствия междоусобных войн. Сравниваем с эталоном ответа в презентации:

1) упадок хозяйства (гибель оливковых рощ и виноградников); 2) разорение крестьян и ремесленников; 3) обострение борьбы между богатым и бедными. Вывод: Греция была истощена междоусобными войнами.

2. Усиление Македонии при царе Филиппе. Вместе с тем, в это же время усиливается северный её сосед – Македония.

Работа с картой, контурной картой. Найдите Македонию на карте (у доски один из учащихся), отметьте в своих контурных картах с. 36. Опишите словами – где находится Македония (на севере Балканского полуострова).

В середине 4 века до н. э. царь Филипп сумел объединить под своей властью все македонские земли. Македонские цари находились под влиянием

греческой культуры. Они строили театры, приглашали эллинских поэтов и художников. По просьбе царя Филиппа учителем его юного сына Александра стал крупнейший ученый Греции Аристотель. Знатные македоняне свободно говорили и писали по-гречески.

Работа со схемой. Расскажите о нововведениях Филиппа по схеме (см. презентацию).

Филипп создал большую и боеспособную армию. Об этом нам сейчас подробно расскажет (опережающее задание, сообщение)

Македонская конница состояла из знати, а пехота набиралась из пастухов и земледельцев. Каждый пехотинец получал шлем, кожаный панцирь, круглый щит, короткий меч и длинное копье. Фаланга строилась в 16 рядов. В бою первые шесть рядов держали двумя руками копья, направляя их в сторону врага: первый ряд — перед собой, а воины остальных рядов клали свои копья на плечи впереди стоящих. Если же часть вражеского войска заходила фаланге в тыл, то воины последних рядов поворачивались к противнику лицом. Тогда фаланга становилась неприступной со всех сторон. Недаром говорили, что она похожа на ощетинившегося железом зверя, к которому опасно приближаться.

Армия Филиппа имела метательные орудия, с помощью которых в противника бросали камни, бревна и большие стрелы. Такие орудия устанавливались также в огромных многоэтажных башнях на колесах. Сотни воинов толкали башни — они шумели и грохотали, приближаясь к осажденному городу и наводя ужас на его защитников.

Царь с издевкой говорил, что в самой неприступной крепости найдется калитка, через которую проникнет осел, груженный золотом (Как вы понимаете эти слова?). Стремясь покорить соседние страны, Филипп рассчитывал не только на военную силу. Он умело ссорил между собой своих противников, нередко добивался успеха подкупом.

Причина поражения греков и их подчинение Филиппу кроется только в силе и многочисленности его войска?

3. Потеря Грецией независимости.

Внутренние греческие противоречия и раздоры были выгодны…? для Филиппа, он решил захватить Грецию и начал подчинять один город за другим. Среди греков было много сторонников и противников Филиппа.

Работа по группам. Задание: заполните недостающие колонки в таблице «Отношение греческого общества к угрозе македонского завоевания».

«Врага боятся меньше, чем собственных сограждан». Видел спасение родины в добровольном подчинении Филиппу, объединении греков и македонцев против персов.

«Если даже все эллины согласятся быть рабами, мы должны бороться за свободу». Отстаивал независимость и свободу Греции, сплотил ряд греческих городов для борьбы с Филиппом.

Сообщение о Демосфене (резервное задание). Какие поучительные выводы можно сделать из жизни Демосфена? (Нужно стремиться к своей цели…). Речи Демосфена называли филиппиками – осуждение, обвинение. Демосфену удалось сплотить часть городов-государств для борьбы с Филиппом. В 338 г. при г. Херонея произошла решающая битва с войском Филиппа.

Отметьте на контурной карте год и место сражения. Дидактическая игра «Собери пазлы».

Умный Филипп не объявил себя царём (почему?), он добился, что побеждённые греки поклялись ему в верности, признали его своим военным предводителем. Немедленно началась подготовка похода на персов.

4. Гибель Филиппа. Приход к власти Александра. Филиппу не удалось осуществить свои замыслы, он погиб, а его сын, Александр был провозглашён новым царём.

Фрагмент фильма «Александр».

Выскажите свои первые впечатления о личности Александра. Готов ли он был продолжить дело своего отца?

Александр Македонский решил продолжить дело своего отца и возглавить поход в Азию.

Вернёмся к заданию урока…

Закрепление: тестовые задания в презентации.

2) выяснить смысл выражений: «Гордиев узел», «слава Герострата».

3) подготовить сообщение об Александре Македонском.

Государственный пограничный комитет Республики Беларусь - Информация обновляется каждый четный час с 06.00 по 00.00
Grand Prestige Hotel & Spa в Сиде Grand Prestige Hotel & Spa 5 Описание отеля
Горнолыжный комплекс Grandvalira (Андорра, Грандвалира) - отзывы Отзыв рекомендуют:38Дата отзыва: 2012-11-21 Достоинства: Большая зона катания
Гран-при Монако Интересные факты Накануне гонок на улицах Монако заваривают крышки люков, т.к. из за
Гран-при Испании 2012 года это: Квалификация После завершения быстрого круга, по результатам которого Льюис Хэмилтон