Такой выставки Москва еще не видела. В Третьяковскую галерею привезли 42 полотна из ватиканской Пинакотеки. И, по словам заместителя директора Музея Ватикана Барбары Ятта, это составило 10% от того собрания, что выставлено в ватиканском музее.
Идея провести подобную экспозицию возникла несколько лет назад. И, как рассказала директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, она исходила от российского президента Владимира Путина и Папы Римского Франциска.
«Идея была представить в России и Ватикане две выставки. Коллекцию музеев Ватикана показать в Москве, а выставку из собрания российских музеев — в Ватикане. Поскольку российская выставка была составлена на 90% из работ, входящих в собрание Третьяковской галереи. то и и выставка из Ватикана логично должна была открыться в этих стенах», — объяснила выбор места проведения экспозиции Трегулова. Она также отметила, что этой выставки могло бы и не быть.
Мелоццо дельи Амбрози. «Aнгел, играющий на виоле»
© пресс-служба Третьяковской галереи
Средства на дорогостоящий музейный проект изначально должен был выделить Ватикан. Но в последний момент деньги решено было передать в помощь детям из Сирии. Тогда на помощь пришел предприниматель Алишер Усманов. В его фонде «Искусство, наука и спорт» не называют сумму, затраченную на проведение выставки, зато отмечают, что для Усманова это уже не первые поддержанный музейный проект. До этого миллиардер выступал спонсором выставок Уильяма Тернера и прерафаэлитов в ГМИИ им. А. С. Пушкина. а также экспозиции «Уистлер и Россия» в Третьяковской галерее .
Ради выставки «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо» некоторые полотна покинули Пинакотеку впервые. Да и в таком количестве картины из музеев Ватикана раньше тоже не вывозили. В трех залах Третьяковки разместились живописные работы, созданные с XII по XVIII век. «Мы убеждены, что для мира, который становится все более поляризованным и все больше раздираем конфликтами, искусство, особенно на религиозную тематику, подает надежду», — отметил приехавший в Москву президент губернаторства государства-города Ватикан кардинал Джузеппе Бертелло.
Куратор выставки Аркадий Ипполитов отметил, что по понятным причинам привести в Москву фрески «Сикстинской капеллы» и Станцы Рафаэля было невозможно. Но в остальном в Москву приехали «шедевры, сверхшедевры и даже сверхсверхшедевры». Первый зал экспозиции открывается редчайшей иконой «Христос Благословляющий» XII века, которая является аналогией древнерусских изображений Спаса Вседержителя. А следом за ней расположена картина «Святой Франциск Ассизский» Маргаритоне д’Ареццо, входящая во все учебники по истории искусства. Это одно из самых ранних изображений святого, сделанных после его канонизации в 1228 году. И именно его имя выбрал нынешний понтифик.
Икона «Христос Благословляющий» и Маргаритоне д’Ареццо «Святой Франциск Ассизский»
© пресс-служба Третьяковской галереи
Экспозицию в Третьяковской галерее оформили символично — в виде круга, напоминающего площадь Святого Петра. «В проекте было продумано все вплоть до цвета стен — такого типичного для Рима и в то же самое время апеллирующего к залам Ватикана», — отметил Аркадий Ипполитов. А в название вынесли слова Roma Aeterna — «вечный Рим». Торжество вечного города складывается из его шедевров.
Никола Пуссен. «Мученичество святого Эразма»
© пресс-служба Третьяковской галереи
Например, привезенное в Москву «Мученичество святого Эразма» Пуссена было написано художником специально для собора Святого Петра и вызывало восхищение многих русских живописцев, живших в Риме.
Выставка «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо» в Третьяковской галерее продлится до 19 февраля 2017 года. Но уже сейчас все электронные билеты на нее распроданы до конца 2016 года.
Шедевры Пинакотеки Ватикана в Третьяковской галерее
Шедевры Пинакотеки Ватикана приехали в Третьяковскую галерею. Недавно Государственная Третьяковская галерея провела обширные выставки произведений русских художников Валентина Серова и Ивана Айвазовского. Ажиотаж был огромный, очереди колоссальные. Я не буду здесь разбирать причины столь громадного взрыва интереса почтеннейшей публики к изобразительному искусству, хотя вопрос, конечно, интересный. Может, продолжительный кризис?
Шедевры Пинакотеки Ватикана. Франциск Ассизский
Пинакотека Ватикана
Представляете, каково стремление прикоснуться к прекрасному, впервые привезенного в Москву из Ватикана. Полное название выставки — «Roma aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини. Рафаэль. Караваджо «. Вы увидите 42 живописные работы величайших итальянских художников (исключение — Никола Пуссен), которые почти никогда не покидали пределы Ватикана.
Шедевры Пинакотеки Ватикана. Христос Благословляющий
Мелоццо дельи Амбрози, прозванный Mелоццо да Форли. Aнгел, играющий на лютне. 1480
На выставке представлены фрагменты алтарей, произведения, выполненные темперой на дереве, которые обычно не совершают путешествий. Три фрагмента фрески, три знаменитейших ангела, которые так же, как Сикстинский потолок Микеланджело, являются визитной карточкой музеев Ватикана.
Мариотто ди Нардо. Рождество Пределла. Около 1385
Усмирение бури. Из жития Святого Николая
«Roma aeterna (вечный Рим), шедевры Пинакотеки Ватикана», эта выставка собрала произведения высочайшего художественного уровня. Икона «Христос благословляющий» написана в традициях, существовавших еще до разделения церкви на католическую и православную. На выставке посетители увидят всемирно известные картины Джованни Беллини «Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной», Караваджо «Положение во гроб».
Джованни Беллини. Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной. Около 1471-1474
Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо. Положение во гроб. Около 1603-1604
Зритель увидит Рим XVII века в центральном зале, конфигурация которого повторяет конфигурацию колоннады Джованни Бернини на площади Собора Святого Петра. Здесь четко отображен план этого великого собора.
Мелоццо дель Амбрози. Фрагмент фрески
Мелоццо дельи Амбрози. Фрагмент фрески
Шедевры Пинакотеки Ватикана и русское искусство
Русские художники в XIX веке часто обращались к итальянским художественным прозведениям. Рим действительно был художественной меккой для русских художников конца XVIII века и XIX века. Пенсионеры российской академии художеств долгие годы жили и учились во Французской академии в Риме.
Рафаэль. Фрагмент алтарной росписи Вера, 1507
Рафаэль. Фрагмент алтарной росписи Милосердие, 1507
Для Александра Иванова «Преображение» Рафаэля было важнейшей точкой отсчета в истории мирового искусства. Он прожил и проработал там более 30 лет. Карл Брюллов, Сильвестр Щедрин были поглощены итальянским искусством. Эти влияния прослеживаются вплоть до первых десятилетий ХХ века. Об этом непременно будет сказано на ответной выставке, которая будет отправлена в 2018 году в Ватикан из Государственной Третьяковской галереи.
Паоло Кальяри, прозванный Паоло Веронезе. Видение святой Елены. Около 1575-1580
Гвидо Рени. Святой Матфей и ангел. Около 1620
Алтарный образ Никола Пуссена «Мученичество святого Эразма» — самое большое произведение художника, написанное специально для Собора Святого Петра. Эта работа была одной из самых знаменитых картин собора и вызывала восхищение многих русских художников, живших в Риме. В XVII веке была заменена на мозаику, а само полотно долгие годы хранилось в папском дворце, прежде чем в 1790 году оно было показано в музее.
Никола Пуссен. Мученичество святого Эразма
Аудиогид озвучен Вениамином Смеховым, проникновенно рассказывающего о самых драматических моментах жизни Христа. Это не только история искусства, это история культуры, рассказывающая о том, как древняя классическая античность и христанство переплетались, сочетались или противоречили друг другу.
Все фотографии — Photo © Vatican Museums/Фото © Музеи Ватикана
Выставка «Roma aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо» открыта в Государственной Третьяковской галерее до 19 февраля 2017 года по адресу Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12.
Часы работы выставки:
вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00 (кассы и вход до 17.00)
четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00 (кассы и вход до 20.00)
выходной — понедельник
Понравилась статья? Нажми на кнопочки!
Похожие записи
- Рафаэль. Поэзия образа
Рафаэль — один из центральных художников эпохи Возрождения. Весьма
«Олимпия», молодая, светящаяся чистотой девушка, которую знает весь мир,
В Москве в Музее изобразительных искусств им.Пушкина открыта потрясающая
В 2015 году сразу двум выдающимся живописцам XVII века
Несколько раз была в Ватиканской пинакотеке, когда в Италию приезжала. Есть очень интересные работы, но многое меркнет в сравнении с другими шедеврами ватиканских музеев. Когда эту выставку только анонсировали, думала пойти, тем более, что подборка произведений искусства очень удачная, так не всегда бывает. А как стали рассказывать о билетах по паспортам и прочих строгостях — как-то расхотелось. Лучше еще раз зайду туда, когда буду в Италии.
Валентина Кирс 04.01.2017
Елена, мне тоже кажется, что лучше, интереснее и приятнее съездить на выставки в другие страны. Созданные в Третьяковке условия не создают воодушевления и соответствующего настроения.
Как же я давно была в Третьяковке, представляю, с каким наслаждением посетители рассматривают все эти картины из Ватикана. Спасибо, Валентина, что так детально знакомите с выставками. Хоть на Вашем сайте можно увидеть эти чудесные картины. С Новым годом Вас!
До празднования Нового года остался один день. Поздравляю Вас с наступающим праздником.
Пусть волшебная новогодняя ночь подарит вам светлые надежды и уверенность в завтрашнем дне, пусть наградит вас улыбкой радости, красотой и здоровьем, любовью и вдохновением, прекрасным настроением и долгожданными подарками судьбы. С Новым годом!
Наслышана об выставке из Ватикана, средства СМИ очень часто вещали, какой был ажиотаж. Пока только полюбовалась, хотелось бы своими глазами посмотреть, но Москва далеко. Валентина, спасибо за обзор, рассмотрела картины на сайте. Наверное, это счастье их увидеть, тем более я сама католичка.
Посетителям:
Инженерный корпус
Экспозиционные залы открыты только в период проведения выставок
Цены на билеты для посещения выставки Зинаида Серебрякова":
600 руб. — взрослые
250 руб. — для следующих категорий:
- пенсионеры,
- учащиеся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
- студенты высших учебных заведений России, в том числе иностранные граждане — студенты российских ВУЗов (кроме студентов-стажёров),
- Герои Советского Союза, Герои РФ, Полные кавалеры "Ордена Славы",
- художники, архитекторы, дизайнеры — члены соответствующих творческих союзов России и её субъектов,
- члены и сотрудники Российской академии художеств,
- искусствоведы — члены Ассоциации искусствоведов России и её субъектов,
сотрудникам музеев системы Министерства культуры России и соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Бесплатно — для следующих категорий:
- лица, не достигшие 18-летнего возраста,
- члены Международного Совета музеев (ICOM),
- ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий (граждане России и стран СНГ),
- инвалиды I и II группы (граждане России и стран СНГ),
- один сопровождающий инвалида I группы или ребёнка-инвалида (граждане России и стран СНГ),
- военнослужащие срочной службы,
- один педагог-руководитель и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений при наличии экскурсионной путевки или абонемента (граждане России и стран СНГ),
- один сопровождающий группу студентов или военнослужащих срочной службы при наличии экскурсионной путевки,
- члены многодетных семей (каждую субботу).
Адрес, схема проезда, режим работы