В Норвегии произошла авария на ядерном реакторе старой АЭС
В Норвегии обнаружена утечка радиоактивных веществ на одном из реакторов атомной электростанции неподалеку от городка Халден. Сотрудники АЭС были немедленно эвакуированы, и, согласно сообщениям представителей АЭС, никто из них не пострадал и не подвергся воздействию облучения.
На данный момент сообщается, что утечка радиоактивного йода не несет опасности и для окружающей среды. Утечка произошла в понедельник, однако соответствующие контролирующие органы Норвегии узнали о ней только во вторник.
Сотрудники АЭС сообщили, что авария стала следствием сбоя технических систем в работе с радиоактивным топливом, что привело к выбросу радиоактивного йода в помещение, где установлен реактор.
Власти Норвегии утверждают, что инцидент получит степень опасности 1 согласно международной шкале ядерных событий, где степень аварии распределяется в диапазоне от 1 до 7, — единица определяет аномалию, а семерка соответствует техногенной катастрофе, подобной Чернобылю или Фукусиме.
Власти Норвегии планируют дальнейшее расследование инцидента, в особенно в вопросе несвоевременного информирования властей сотрудниками АЭС о произошедшей утечке радиоактивных веществ.
Указанная АЭС была построена в 1950-х годах и располагается вблизи от границы со Швецией, где не было зафиксировано повышенного радиационного фона.
На территории Норвегии нет действующих атомных электростанций, однако реактор в Халдене используется для проведения научных исследований. Халден является одним из двух небольших реакторов, отведенных для изучения обеспечения безопасности работы ядерных реакторов.
Норвежские ученые подвели итоги исследования о «воздействии Чернобыля» на внутриутробных младенцев
Средняя Норвегия – территория за пределами бывшего СССР, наиболее пострадавшая от Чернобыльской аварии 1986 года из-за обильных осадков, принесенных «атомными» тучами. Память о давней трагедии всколыхнула северное королевство после публикации исследования научной группы под руководством профессора Бьорна Рисховда Рунда, изучившей умственные способности и психические качества норвежцев, находившихся на момент аварии в утробе матерей.
Обнародование материалов группы профессора Рунда было задержано на несколько лет из-за их неоднозначного характера и возможного политического эффекта. Возраст объектов исследования на тот момент, когда они пережили последствия Чернобыльской катастрофы, составлял от восьми до шестнадцати недель. Ученые считают, что именно в этом временном диапазоне плод наиболее восприимчив к негативным воздействиям со стороны окружающей среды. 84 участников подопытной группы подвергли специальным тестам на интеллект, память и внимательность, которые позволили определить их способность к решению проблем и абстрактному мышлению. «Чернобыльцы» показали результат, соответствующий 100 единицам IQ. Контрольная группа из жителей других районов Норвегии продемонстрировала 105 единиц.
«Мы постарались учесть все факторы, способные повлиять на разницу итогов тестирования в двух группах – пол, образование, состояние здоровья и прочие, все эти показатели были примерно равны. Единственным решающим отличием стало место проживания матерей, в районе выпадения «чернобыльских осадков» и на территориях, оставшихся в стороне», – комментирует более низкие умственные способности «чернобыльцев» по сравнению со сверстниками из других районов страны профессор Рунд. По его словам, 100 единиц IQ – вполне приличный коэффициент, тем не менее факт есть факт: радиоактивный дождик «ударил по мозгам» младенцев, находившихся в материнской утробе.
Власти Норвегии долгое время отказывались финансировать проект. Политики утверждали, что страна получила столь низкие дозы радиации, что не имеет смысл изучать ее воздействие на человека. «Выводы профессора – новость для нас. Теперь мы обдумываем возможность принятия соответствующих мер», – так прокомментировало эксперимент Государственное ведомство радиационной защиты.
Главным врагом норвежцев был радиоактивный цезий, накапливавшийся преимущественно в грибах, которые, в свою очередь, поедали лесные звери, в том числе лоси и олени. Поскольку запрет на употребление в пищу оленины стал бы разорительным для оленеводческих хозяйств, правительство решило в 10 раз поднять допустимую границу содержания цезия в этом мясе и заодно в пресноводной рыбе. Мотивировка звучала следующим образом: население потребляет оленину и пресноводную рыбу в столь ограниченных количествах, что эффект на его здоровье будет крайне незначительным.
Как теперь оказалось, будущие мамаши, лакомившиеся оленьими стейками и парной форелью, закрыли своим детям дорогу в общество интеллектуалов. До сих пор официальная Норвегия оценивала убытки от чернобыльской аварии лишь в деньгах, пошедших на компенсации оленеводам, вынужденным забивать свои зараженные стада. Убытки составили примерно 10 млн. евро. Отныне придется внести в графу «расходы» и падение уровня умственного развития значительной части населения. Единственным положительным эффектом аварии на Украине для норвежцев стало создание сети автоматических станций радиационного контроля, установленных по всей стране. С прошлого года их данные, снимаемые каждый час круглые сутки, можно посмотреть на Интернете. Это особенно важно для жителей северных районов Норвегии, которые после Чернобыля стали бояться непредсказуемых событий на Кольской АЭС в соседней России.
Алексей СМИРНОВ. «Новые известия», 25 мая 2010 года
К аварии могло привести обоюдное нарушение правил дорожного движения со стороны нескольких водителей
Целая серия нарушений выявлена при расследовании трагедии в Мансийском автономном округе: при аварии автобуса погибли 11 детей и один взрослый. Уже заявляется об исчезновении ценнейшей детали – видеорегистратора, который мог зафиксировать момент ДТП. Похоже, данная авария способна даже спровоцировать изменения в федеральном законодательстве. Подробности.
На трассе Р404 Тюмень – Ханты-Мансийск произошла трагедия. В результате столкновения рейсового автобуса с юными спортсменами из Нефтеюганска, двух легковых автомобилей и грузовика погибли 12 человек, среди них – 10 детей. Еще четверо взрослых и 20 детей госпитализированы в тяжелом состоянии. По предварительным данным, водитель автобуса в метель не справился с управлением и врезался в грузовик. Кроме того, следствию стало известно, что детей перевозили без обязательного сопровождения. Подробности.
На северо-востоке Москвы произошло ЧП – кусок асфальта провалился прямо на глазах у изумленных прохожих. В образовавшуюся яму площадью 15 кв. метров и глубиной 3 метра упали два легковых автомобиля, в том числе BMW Х5
На северо-востоке Москвы произошло ЧП – кусок асфальта провалился прямо на глазах у изумленных прохожих. В образовавшуюся яму площадью 15 кв. метров и глубиной 3 метра упали два легковых автомобиля, в том числе BMW Х5
Все осужденные свою вину признавать отказываются
Оглашен приговор по делу об аварии в столичном метро, унесшей в июле прошлого года жизни 24 человек. Четверо фигурантов получили сроки от пяти с половиной до шести лет. Это те, кто непосредственно скреплял элементы стрелки проволокой, что и привело к трагедии. В СК заявляют, что теперь время поговорить о роли руководителей метрополитена. Подробности.
Крушение вертолета «Ночной охотник» стало седьмым крупным авиационным происшествием за лето 2015 года
Вертолет Ми-28Н «Ночной охотник» разбился во время полета на шоу «Авиадартс» под Рязанью. Машина неожиданно начала падать и загорелась при столкновении с землей. В результате командир вертолета погиб, второму пилоту удалось выжить. Главком ВВС отметил, что летный состав «Ночного охотника» боролся за жизнь вертолета до конца. В Минобороны уже назвали вероятную причину авиакатастрофы. Подробности.
На полигоне «Дубровичи» в Рязанской области во время демонстрационного полета разбился вертолет «Ночной охотник» пилотажной группы «Беркуты». Вертолетом управляли двое пилотов. Один из них успел катапультироваться, второй погиб. Вертолет полностью разрушен
На полигоне «Дубровичи» в Рязанской области во время демонстрационного полета разбился вертолет «Ночной охотник» пилотажной группы «Беркуты». Вертолетом управляли двое пилотов. Один из них успел катапультироваться, второй погиб. Вертолет полностью разрушен
Руководители российской космической отрасли увидели конструктивную причину аварии ракеты «Протон»
Российское космическое агентство завершило расследование обстоятельств крушения ракеты-носителя «Протон-М». Причиной ЧП стал отказ двигателя третьей ступени, причем авария носит не производственный, а конструктивный характер. Выяснилось, что ошибка закралась в расчеты еще в конце 1980-х. Роскосмос уже сделал выводы, с одним из конструкторов решено не продлевать контракт. Подробности.
В Москве в среду объявлен траур. Жители города несут цветы и свечи к станциям метро «Славянский бульвар» и «Парк Победы». Во всех столичных учреждениях культуры отменены развлекательные мероприятия, телеканалы не показывают увеселительных передач
В Москве в среду объявлен траур. Жители города несут цветы и свечи к станциям метро «Славянский бульвар» и «Парк Победы». Во всех столичных учреждениях культуры отменены развлекательные мероприятия, телеканалы не показывают увеселительных передач
После трагедии в московском метро городские власти обещали сделать самые жесткие выводы
Следственный комитет назвал причину трагедии в московском метро и задержал первых подозреваемых
Причиной катастрофы в столичной подземке стали некачественные работы со стрелками, заявили в среду в Следственном комитете. Стрелочный механизм был примотан обычной проволокой. В рамках возбужденного накануне уголовного дела уже задержаны двое подозреваемых – работников подземки. В ближайшее время им планируется предъявить обвинение. Подробности.
В Пензенской области произошло крупное ДТП. Женщина на ВАЗ-2110 выехала на встречную полосу и столкнулась с грузовым Mercedes. После этого грузовик также выехал на встречную, где столкнулся с автобусом. По последним данным, погибли восемь человек. Виновница аварии госпитализирована. В автобусе в момент происшествия находились 28 человек
В Пензенской области произошло крупное ДТП. Женщина на ВАЗ-2110 выехала на встречную полосу и столкнулась с грузовым Mercedes. После этого грузовик также выехал на встречную, где столкнулся с автобусом. По последним данным, погибли восемь человек. Виновница аварии госпитализирована. В автобусе в момент происшествия находились 28 человек
Продолжаются работы на месте схода с рельсов в Ростовской области цистерн с химическими веществами. Специалисты восстанавливают не только железнодорожное полотно, но и поврежденные окна в окрестных домах
Продолжаются работы на месте схода с рельсов в Ростовской области цистерн с химическими веществами. Специалисты восстанавливают не только железнодорожное полотно, но и поврежденные окна в окрестных домах
В салоне автомобиля-убийцы оказались профессиональные гонщики европейского уровня
Новое ДТП с трагическим исходом произошло в Москве на том же месте, где погибла Марина Голуб
В Москве иномарка насмерть сбила двух женщин, переходивших проезжую часть на том же перекрестке, где осенью погибла актриса Марина Голуб. В салоне автомобиля оказались известные гонщики из европейских команд Tech 1 Racing. Причем водитель был пьян. Эксперты требуют от ГИБДД учитывать впредь все факторы, причины, условия, чтобы нейтрализовать повторные ДТП на одних и тех же опасных участках дорог. Подробности.
История нефтегазовой индустрии Норвегии
Норвежская нефтегазовая история — это история мудрых политических решений, промышленного развития в мировых масштабах и создания ценностного потенциала. Далее представлены основные вехи сорокалетней истории нефтяной деятельности Норвегии.
Первая в мире нефтяная скважина, 21 м глубиной, была пробурена Эдвином Дрейком (Edwin Drake) в Титусвилле, штат Пенсильвания. Основа современной нефтяной промышленности была заложена.
1958 – Маловерие в возможности норвежского континентального шельфа
Норвежская Геологическая служба (Norges Geologiske Undersøkelse) в своем письме в Министерство иностранных дел (Utenriksdepartementet) в феврале 1958 г. писала: «Можете не рассчитывать на возможности существования угля, нефти или серы на континентальном шельфе у побережья Норвегии». Те, кто написал это письмо, позднее скажут, что они принимали во внимание прибрежные условия, но, тем не менее, остается доказанным, что геологи в то время не верили в наличие нефти и газа на норвежском шельфе.
Американская нефтяная компания «Филлипс» (Phillips) предпринимала попытки получить разрешения на проведение геологических разведывательных работ в водах Норвегии. Другие нефтяные компании в скором времени последовали их примеру. Норвежские власти пришли к мудрому решению не вступать в переговоры с отдельными компаниями касательно прав на норвежских континентальный шельф. (Так поступило правительство Дании, когда в самом начале оно передало датской компании «АП Мёллер» (AP Møller) исключительные права на датский шельф).
1963 – Норвегия принимает меры
31 мая, «суверенитет Норвегии на норвежском континентальном шельфе на разведку и эксплуатацию природных ресурсов» был провозглашен.
1965 – Деление шельфа
В марте было подписано соглашение между Норвегией и Великобританией о разделе континентального шельфа по принципу срединной линии. В декабре того же года было подписано аналогичное соглашение с Данией. Таким образом, были определены разграничительные линии перед началом разведки, и теперь можно было без затруднений определить, какой стране принадлежали ресурсы, найденные на месторождении, расположенного на границе между двумя странами. В других местах в мире такого рода договоры о разграничительных линиях не были обговорены заранее, непосредственно перед началом поисковой деятельности и определением имеющихся ресурсов. Такая ситуация, например, сложилась в Каспийском море, где Азербайджан, Иран и Россия борются за границы и права на уже разведанные месторождения.
1966 – Первая буровая в Норвегии
Полупогружное буровое судно «Путешественник Океана» было отбуксировано из Нового Орлеана в Норвегию. Судно начало бурение для компании «Эссо» (Esso) 19 июля 1966 года. Бурение производилось в блоке 8/3, примерно в 180 км к юго-западу от Ставангера. В течение 84 дней была пробурена скважина глубиной в 3015 метров. Следов нефти и природного газа не было обнаружено, но образцы, взятые во время бурения, показали, что в толще имеются те геологических осадочные отложения, которые и являлись объектом разведывательного поиска.
21 августа, компания «Филлипс Петролиум» (Phillips Petroleum) пробурила самую последнюю скважину в Северном море с помощью бурового судна «Океан Викинг» (Ocean Viking). Через несколько дней убыл пробурен карман в коренных породах, содержащий газ под высоким давлением. Это обусловило дальнейшее бурение, карман был признан закрытым, и буровая передвинулась на 1000 м, где была пробурена новая скважина. В сочельник 1969 года компания Филлипс сообщила норвежским властям об открытии месторождения «Экофиск» (Ekofisk), одном из крупнейших нефтяных месторождений когда-либо найденных в море. В действительности компания «Филлипс» не имела желания далее продолжать бурение но норвежском шельфе, но в любом случае, должна была оплатить дорогущую аренду за использование буровой установки «Океан Викинг». Таким образом, компания решила пробурить последнюю скважину в блоке 2/4. Бурение началось 21 август 1969 года. Через несколько дней бурения был обнаружен газовый карман. Нефть и газ были перемешаны с илистой грязью. По причине возможного риска неконтролируемого выброса, скважина была закрыта и полностью зацементирована. «Океан Викинг» был отбуксирован на километр, экипаж приступил к новому бурению. 25 октября, бурение проникло в нефтяной пласт. Осенние бури затрудняли проведение промышленных испытаний. Во время шторма буровая была вынуждена покинуть место бурения. Часть экипажа была эвакуирована. Только 7 сентября буровое судно смогло продолжить испытательное бурение. Когда скважина была ликвидирована за день до Рождества в 1969 году, было ясно, что было открыто гигантское месторождение нефти.
Началась добыча нефти с месторождения «Экофиск». Норвегия заявила себя в качестве серьёзной нефтяной нации. Месторождение «Экофиск» обладало также значительными запасами газа. Газ начал транспортироваться по трубам в Германию с 1977 года, и месторождение приобрело статус «открытых дверей» для больших объемов газа из Норвегии, который впоследствии вышел на европейские рынки.
Открыто месторождение «Фригг» (Frigg). Это было газовое месторождение, которое находилось на границе между Норвегией и Великобританией. Норвежская часть месторождения оказалась наибольшей, поэтому было решено, что месторождение будет разрабатываться Норвегией с помощью компании «Эльф Аквитайн» (Elf Aquitaine), выступающей в качестве оператора.
1972 – Правительство принимает решение
Одновременно с учреждением компании «Статойл» (Statoil) 14 июня 1972 года парламент одобрил решение учреждения Государственного нефтяного фонда (Statens oljedirektorat). Парламент также принял концепцию «Десять нефтяных заповедей», ставшие краеугольным камнем будущей нефтяной политики.
Новый Норвежский нефтяной директорат (Oljedirektoratet (OD)) приобрел большой авторитет в делах, связанных с разведкой нефти и добычей нефти и газа на норвежском континентальном шельфе. С момента своего создания директорат принял на себя очень важную задачу предлагать на рассмотрение правительства вопрос лицензий, которые будут выдаваться на ведение работ на норвежском шельфе. Нефтяной директорат принял на себя ответственность за проведение долгосрочных технологических и геологических анализов, необходимых правительству для управления отраслью и понимания темпов разведки и добычи на отдельных месторождениях. Директорат также стал отвечать за осуществление контроля над компаниями, имеющими лицензии, касательно соблюдениями ими норм безопасности в процессе бурения и добычи нефти и газа.
«Десять нефтяных заповедей»
Правительство Норвегии видело важность ведения национальной нефтяной политики, и в 1972 году единогласно одобрило парламентские основы будущей нефтяной политики:
1. Вся деятельность на норвежском шельфе должна проводиться под контролем и управлением государства.
2. Нефтяные ресурсы должны быть использованы таким образом, чтобы Норвегия могла добывать и перерабатывать сырую нефть самостоятельно.
3. Следует развивать новые виды экономической деятельности, связанные с нефтью.
4. Новая нефтяная промышленность должна принимать во внимание существующие стандарты по охране окружающей среды
5. Сжигание газа на норвежском шельфе может быть одобрено только на короткие периоды.
6. Нефть с норвежского шельфа в первую очередь должны доставляться в Норвегию, за исключением ряда случаев, когда общественные политические соображения могут послужить основой для другого решения.
7. Государство является участником всей деятельности, связанной с нефтью. Государство также будет проводить политику по координации норвежских интересов в нефтяной промышленности и способствовать интеграции с международным сообществом в этой области.
8. Будет создано государственное нефтяное сообщество для отстаивания государственных коммерческих интересов. Сообщество будет взаимодействовать как с местными, так и с международными компаниями.
9. Добыча нефти на 62 широте должна проводиться так, чтобы удовлетворять социально-политические условия в том регионе.
10. Обнаружение норвежской нефти поставит перед внешней политикой Норвегии новые перспективы, побуждающие к действию.
Государственное управление и контроль, создание норвежского нефтяного сообщества и государственное участие имели важное значение в норвежской нефтяной политике в 70-х годах. Мудрые решения, принятые изначально, являются причиной того, почему Норвегия на сегодняшний день является одной из лучших стран для проживания и мировым лидером в ряде областей нефтяной промышленности.
Было решено, что Парламент, Правительство, нефтяной Директорат будут отвечать за управление и контроль отраслью. Парламент будет принимать решения касательно открытия новых областей, и Правительство будет назначать лицензии. В 1970 поисковая деятельность была сосредоточена в районах к югу от полуострова Стад (Stad). Парламент хотел вести поисковую деятельность в умеренном темпе и открыть шельфовое месторождение постепенно. Ограниченное число разведочных блоков были объявлено в каждом лицензионном раунде.
Первоначально в отрасли доминировали иностранные компании. Они занимались как разведкой, так и добычей первых нефтяных месторождений. Хотя политические власти хотели сохранить присутствие иностранных компаний на шельфе, они также пришли к выводу, что немаловажно иметь собственное нефтяное сообщество.
Норвежская государственная нефтяная компания «Статойл» была учреждена 14 июня 1972 года, и принцип 50% государственного участия в каждой производственной лицензии был установлен. Позже, парламент решил, что этот процент, после оценки каждого конкретного случая, может устанавливаться выше или ниже обозначенного уровня. Компания «Статойл» имела своей целью стать полностью интегрированной нефтяной компанией как можно быстрее. Компания должна была осуществлять разведку нефти, поставлять нефть и газ, осуществлять транспортировку, переработку и сбыт нефтепродуктов.
Параллельно с полностью государственной компанией «Статойл», были созданы полугосударственная «Ношк Гидро» (Norsk Hydro) и частная «Сага Петролиум» (Saga Petroleum), которые оставили свой след в норвежской нефтяной деятельности на шельфе.
1973 — Нефтяной кризис
Нефтедобывающие страны ОПЕК в октябре начали бойкот стран, которые поддержали Израиль в войне Судного дня (Йом Кипур). В октябре цена на нефть выросла на 70%, а затем произошло дальнейшее увеличение на 130% в декабре. До кризиса цена на нефть держалась на отметке $ 2,8 за баррель. Когда кризис закончится в 1974 году, цена была около $ 10,5 за баррель. В Норвегии, кризис привел к тому, что все АЗС были закрыты в субботу и воскресенье и после 19.00 по рабочим дням. С начала декабря, был также введен запрет на вождение автомобиля в выходные дни. Проект по нормирование бензина был подготовлен в январе 1974 года, хотя он так никогда и не был реализован. Необычно мягкая зима и распространяющееся накопление излишних запасов привели к тому, что ограничения в Норвегии был сняты в феврале 1974 года. Нефтяной кризис привел к тому, что норвежское танкерное судоходство вошло в затяжной кризис.
1974 – Обнаруженный гигант
В 1974 году было обнаружено месторождение «Статфьорд» (Statfjordfeltet). В основном месторождение располагалось на норвежской территории, но часть была и на территории Великобритании. Все производственные объекты, расположенные на норвежской стороне, и само месторождение разрабатывались Норвегией компанией «Статойл Гидро» в качестве оператора (до 1987 года оператором была компания «Мобил» (Mobil)). «Статфборд» является одним из крупнейших морских месторождений нефти в мире и содержит в основном запасы нефти, а также значительные объемы газа.
1977 – Выброс нефти на платформе «Браво»
22 апреля 1977 года, произошел первый неконтролируемого выброс нефти на норвежском континентальном шельфе – выброса нефти с платформы «Браво» (Bravo) в блоке 2/4 на месторождение «Экофиск». Данная авария получила огромное международное внимание, и легла в основу создания самых строгих экологических требований по работе на норвежском шельфе.
Профессиональная пожарная команда «Ред Эдейр» (Red Adair) во главе с лейтенантом Асгером «Бутс» Хансеном («Boots» Hansen) были доставлены из США для тушения пожара. Через 8 дней, 30 апреля, им удалось это сделать. Это было самым большим событием для средств массовой информации Северной Норвегии. Через несколько часов после появления новости, журналисты со всего мира начали съезжаться в Ставангер.
Была назначена следственная комиссия, которая подвергла резкой критикой деятельность оператора в отношении контроля нефтяных скважин и ряда других факторов, таких, как ликвидации аварийных разливов нефти. Ущерб от выброса, к счастью, оказался меньше, чем того опасались. Нефтяное пятно достигло пляжей вплоть до Северного моря. Последовавшие затем дебаты по поводу экологических последствий, привели к тому, что разведочное бурение у берегов Северной Норвегии было отложено на два года.
1979 – Жемчужина в короне
Первая из трех больших бетонных платформ на месторождение «Статфьорд» начала добывать нефть. Американская компания «Мобил» была оператором месторождения до 1987 года, после оператором стала компания «Статойл». Месторождение «Статфьорд» было названо «жемчужиной в короне» в норвежской нефтяной промышленности из-за его огромных размеров. Месторождение по-прежнему является крупнейшим в мире среди офшорных нефтяных месторождений.
В этом же году, было открыто месторождение «Тролл» (Troll). Местрождение «Тролл» содержит 1,300 миллиарда кубических метров газа. Пройдет 17 лет прежде чем начнется производство на месторождение после момента его открытия. Когда началась поставка газа из данного месторождения в Европу в 1996 году, Норвегия являлась одним из основных поставщиков энергии. Каждый год производилось в 3,5 раза больше энергии с месторождения «Тролл», чем из всех гидроэлектростанций в Норвегии. Уже в 1986 году, были подписаны первые долгосрочные контракты с европейским покупателям по продаже газа с месторождения «Тролл».
1980 – катастрофа на платформе Александр Л. Киелланд (Alexander L. Kielland)
27 марта 1980 в 18.30 перевернулась буровая установка «Александр Киелланд» в районе месторождения «Эдда» (Edda) на территории месторождения «Экофиск». Это было самое ужасное бедствие в нефтяной истории Норвегии. Авария потрясла правительство и промышленность в целом, и в последующие годы норвежская нефтяная и газовая промышленности развивалась таким образом, чтобы оказаться в числе мировых лидеров в сфере безопасности. Одна из пяти «ног» буровой резко сломалась из-за усталости материала в стальном стержне. Авария стала одной из ужаснейших в истории Норвегии. В целом, 123 человека из 212 членов экипажа погибли.
Через несколько часов после того, как буровая перевернулась, семь самолетов и 19 вертолетов из Норвегии, Дании, Германии и Великобритании вылетели в поисках оставшихся в живых и погибших. Кроме того, девять военных кораблей и 71 гражданское судно со всей области Северного моря участвовали в спасательной операции, которая происходила в условиях сильного шторма и надвигающегося урагана. Восемьдесят девять человек были спасены в этих погодных условиях.
Авария привела к новым и более жестким требованиям к безопасности на норвежском шельфе. Были введены улучшенные процедуры готовности к чрезвычайным ситуациям и разработано более эффективное спасательное оборудование.
Бурение нефтяных скважин на севере
В 1980х правительство разрешило разведку нефти севернее 62 широты. Разведка нефти севернее 62 широты была вопросом политической полемики на протяжении 1970-х. Лейбористское правительство хотело начать разведывательное бурение в 1977 году и получило поддержку со стороны консерваторов. Советы начальников общин в трех северных губерниях поддержали план. Они пришли к выводу, что нефтяная промышленность обеспечит создание новых рабочих мест и будет способствовать развитию районов. Организаций рыбной отрасли, природоохранные организации, социалистическая левая партия (SV) а также другие партии высказывали опасения касательно как экологических, так и экономических последствия расширения области поиска.
Разногласия также были и в правительстве. Министерство окружающей среды отложило начало бурения на год по причине неготовности нефтяных охранных мероприятий. Непредвиденный выброс нефти на буровой «Браво» в 1977 году привел к дальнейшему отложению вопроса еще на два года. И только впервые в 1980 было инициировано разведочное бурение к северу от 62 широты.
1981 — открытие в Норвежском море
Первое обнаружение нефти в районе «Халтенбанкена» (Haltenbanken), месторождение «Мидгард» (Midgard) (часть местрождения Асгард (Åsgard)). Район «Хелтенбанкен» находится в серединной норвежской части Северного моря и с течение времени приобрел важное значение для норвежской нефтяной промышленности. Первое месторождение было открыто в 1981 году. «Драуген» (Draugen) был запущен в производство в 1993 силами стационарной платформы, производство на «Хейдрун» (Heidrun) в 1995 осуществлялось с помощью платформы с растянутыми опорами, на «Нъорд» (Njord) в 1997 использовались подводные скважины и плавучие стальные платформы, месторождение «Норне» (Norne) в 1997, которое лежит к северу от фактического местоположения Халтенбанкена, разрабатывалось с помощью производственных судов, и «Кристин» (Kristin) в 2005 — силами полупогружной платформы. Территория Асгард, включающая в себя месторождения «Мидгард», «Смёрбукк» и «Смёрбукк» Сё (Midgard, Smørbukk og Smørbukk Sø), разрабатывалась с помощью подводных скважин, нефтяных судов и плавучей платформы для добычи газа.
Обнаружено месторождение «Белоснежка» в Баренцевом море. Парламент проголосовал за создание финансового управления Прямыми Государственными Финансовыми Интересами (SDFI) в оффшорной нефтяной промышленности. Некоторые доли компании «Статойл» были переведены со счетов компании на собственный счет в Министерство финансов. Причина состояла в том, что доходы отрасли намного возросли, и это не являлось правильным, чтобы все государственные доходы проходили через счета компании «Статойл». Доходы от финансового управления представляет собой практически весь нефтяной фонд на сегодняшний день.
Парламент одобрил разработку газовых месторождений «Слейпнер Ост» (Sleipner Øst) и «Тролл». Данное решение подтвердило, что Норвегия пытается создать образ газовой нации, и что мы, в конечном счете, станет одними из крупнейших экспортеров энергоносителей на европейский рынок. Сегодня, норвежский газ экспортируется во все основные страны-потребители в Западной Европе.
1987 – Смена оператора
«Статойл» переняла на себя обязанности оператора на месторождении «Статфьорд» после нескольких лет политической борьбы и перетягивание каната с бывшим оператором «Мобил». Смена оператора оказалась очень успешной, по причине хорошего взаимного сотрудничества между двумя компаниями. «Статфьорд» было особенно важным для «Статойл» для ее дальнейшего развития в качестве оператора на норвежском континентальном шельфе и на международном уровне.
1988 – На суше дорого
Новая часть нефтеперерабатывающего завода «Монгстад» (Mongstad)была открыта после четырех лет строительства и реконструкции старого завода, когда Арве Йонсен (Arve Johnsen) был вынужден уйти с поста руководителя компании «Статойл» по причине огромных перерасходов бюджета. Ежегодно завод принимает судна с общим тоннажем приблизительно в 190 миллионов баррелей сырой нефти.
23 августа затонуло бетонное основание буровой установки «Слейпнер» (Sleipner) в ходе навязанного погружения, в «Гандсфьорде» (Gandsfjorden) недалеко от Ставангера. Авария была вызвана по причине ошибки в проектировании. Ни один человек не погиб в аварии. Норвежские подрядчики (NC) построили новый корпус, который был завершен в срок, так что производство могло начаться в назначенное время, двумя годами позже.
Был введен CO2- налог. Начиная с этого момента, нефтяная промышленность инициировала ряд мер по сокращению выбросов от производства на шельфе. Норвегия всегда имела строгие экологические правила для добычи и транспортировки нефти и газа. Например, с самого начала был запрет на сжигание газа на нефтяных месторождениях, как это было почти во всех других странах. CO2- налог усилен фокус отрасли на окружающую среду и укрепил позиции Норвегии в качестве самого чистого в мире производителя нефти и газа.
1992 — Больше трубопроводов
В феврале парламент одобрил прокладку трубопровода между месторождением «Хейдруном» и «Тьелдбергодденом» (Tjeldbergodden (Haltenpipe)), а также создание завода по производству метанола. Протяженность трубопровода составляет 245 километров, строительство было завершено в 1996 году.
1996 – Сильная держава
Началась поставка газа с месторождения «Тролл», которая наравне с начавшейся поставкой газа с месторождения «Слейпнер» тремя годами ранее, превратила Норвегию в сильную державу на европейском рынке газа и сделала вторым крупнейшим экспортером газа в Европе после России.
1997 – Последнее крупное открытие
Последнее крупное открытие газа на норвежском континентальном шельфе – это «Ормен Ланге» (Ormen Lange). Месторождение было открыто в 120 километрах от берега и на глубине между 850 и 1100 метров. Это привело к тому, что инженерам пришлось придумывать новые решения, чтобы начать освоение. Производство на месторождении началось в 2007 году. Газ транспортируется на берег территории коммуны Аукра (Аukra), где его сушат и экспортирует оттуда в Англию через трубопровод « Лангелед» (Langeled).
1999 – Еще новая отрасль, а уже в музее
В 1999 году в Норвегия и в частности в городе Ставангере появился музей, посвященный нефтяной и газовой промышленности. Музей нефти производит документирование и экспонирует исторические моменты нефти-газовой отрасли — как достижения, так и проблемы — так, чтобы люди могли получить как представление, так и знание отрасли и принципов коммунального управления в наиболее важных отраслях промышленности Норвегии.
Компания «Сага Петролиум» была куплена компанией «Ношк Гидро». После переговоров между «Ношк Гидро» и «Статойл», который был крупным акционером в «Сага Петролиум», «Статойл» взяла на себя часть лицензий «Сага Петролиум» на норвежском шельфе. Поводом для продажи компании «Сага Петролиум» послужил тот факт, что компания ослабила свои финансовые возможности после приобретения кувейтской нефтяной компании «Санта Фэ Эксплорейшен» (Santa Fe Exploration), на фоне того, как цены на сырую нефть снизились.
Началось производство на месторождение «Асгард». Местрождение «Асгард» производит как нефть, так и газ. Газопровод из Асгарда в Коршто (Kårstø) на территории Северного Роголанда соединяет серединную часть норвежского континентального шельфа с газовой инфраструктурой дальше на юг и укрепляет возможности Норвегии в плане поставок и гибкости по отношению к европейским рынкам.
2000 – Вершина достигнута
Производство на норвежском континентальном шельфе достигло пика добычи нефти. Правительство создало систему, которая сделала шельф привлекательным для инвестиций новых компаний. Причина была в том, что правительство увеличило геологоразведочные работы.
2001 – Переход на биржу
«Статойл» стала котироваться на бирже после того, как парламент принял решение о приватизации компании годом ранее и продал часть государственных долей компании. Компания была зарегистрирована на фондовой бирже в Осло и Нью-Йорке 18 июня.
2004 — Раскол власти
1 января 2004, отдел безопасности и контроля был отделен от директората, чтобы обеспечить независимость от ресурсов и производства. Государственное Агентсво по надзору за обеспечением безопасности нефтегазового производства (Petroleumstilsynet) стало независимым надзорным органом, ответственным за профессиональное здоровье и безопасность на норвежском шельфе.
2005 — История походит к завершению
Уменьшение запасов месторождения «Фригг». Месторождение «Фригг» было первым крупным газовым месторождением в производство на норвежском континентальном шельфе, и имело платформы в Норвегии и Великобритании. Граница между двумя странами преодолевалась через пешеходный мост между платформами.
2007 — Начало производства и слияние
Начинается производства на месторождениях «Ормен Ланге» и «Белоснежка». «Статойл» и нефтяная часть компании «Ношк Гидро» объединились в одну компанию под условным названием «Статойл Гидро» (StatoilHydro). В 2009 году министр нефти и энергетики отметил, «что большинство акционеров будут голосовать только за предложения названий, где будет включено слово «Статойл», либо как отдельно стоящее, либо в качестве доминирующей части нового имени».
«Белоснежка» является самым северным месторождением и трубопроводы от него являются самым длинными многофазными трубопроводами в мире — то есть такими, где компоненты газа, воды и легких нефтяных продуктов проходят, не смешиваясь, в одном и том же трубопроводе. Газа экспортируется, главным образом, в США в виде сжиженного природного газа, который охлаждается и транспортируется специальными судами до западного побережья США. Часть газа идет на испанский рынок.
Открыто газовое месторождение «Ормен Ланге».
«Ормен Ланге» является третьим по величине месторождение газа в Европе, и имеет крупнейшие скважины газа в мире. Трубопровод, который доставляет газ из Норвегии в Англию является самым длинный подводный газопроводом в мире.
2011 – Все еще жизнеспособны
Норвегия празднует 40-летие в качестве производителя нефти и газа. Промышленность является наиболее важной промышленной отраслью страны и в ней работают прямо или косвенно 250.000 человек по всей стране.
Одновременно с громкими политическими дебатами о будущем отрасли, принимаются решения, которые в ближайшие несколько лет будет иметь большое значение для будущего Норвегии в качестве нефтегазовой нации.
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: http://www.norginfo.com
История нефтегазовой индустрии Норвегии