Аттика с древнейших времен — ядро, вокруг которого формировалась и развивалась Древняя Греция. Большинство героев мифов и легенд, если обратить внимание на то, откуда они родом, — из Аттики.
В Аттике история гармонично сливается с мифами. Еще античные историки пытались доказать, что герои мифов — это реальные исторические персонажи. Первый царь Аттики — легендарный Кекроп, у которого было два змеиных туловища вместо ног Ему приписываются совершенно конкретные деяния например строительство Афинского Акрополя и первого святилища Афины, а также примерно известно, когда он правил — 3600 лет назад. Мифы сообщают, что это при нем был знаменитый спор за Аттику между Посейдоном и Афиной. Древнегреческий историк, афинянин Филохор (ок. 345-260 до н. э.) писал, что Кекроп поселил жителей Аттики в 12 городах, чтобы спасти от нападений карийцев и беотийцев.
Еще один известнейший персонаж мифов — десятый афинский царь Тезей, которому удалось сплотить Аттику. Само рождение Тезея загадочно — то ли он сын царя Эгея, то ли самого Посейдона. Это он на Крите убил чудовище Минотавра, выбрался из Лабиринта, взял в жены царицу амазонок и совершил еще множество разнообразных подвигов. Историк Евсевий Кесарийский (ок. 265 — ок. 340) обозначает время правления Тезея с 1234 по 1205 г. до н. э. А историк Плутарх (ок. 45 — ок. 127) пишет о Тезее: «Он собрал всех жителей Аттики, сделав их единым народом, гражданами одного города, тогда как прежде они были рассеяны».
«Аттика» в переводе — «прибрежная страна». Близость моря определяла всю жизнь ее жителей. Обширная и удобная Пирейская гавань уже в VI в. до н. э. использовалась афинянами для стоянки военного и торгового флота. Жители Афин редко ели мясо они предпочитали рыбу, которая к тому же была доступнее и дешевле.
Звание афинян все гражданское население Аттики получило еще в VII в. до н.э. — Афины становились все более влиятельным городом, культовым и торговым центром.
Именно отвага и расторопность афинян вместе с выгодным географическим положением позволили им занять ведущее положение среди городов-государств Древней Греции и подчинить себе всю Аттику. Ведь постоянная нехватка пресной воды не позволяла получать высокие урожаи — и Афины зависели от привоза хлеба. Земли в Аттике редко были плодородны, их постоянно приходилось очищать от камней и удобрять. Был даже афинский закон, запрещающий арендаторам под страхом серьезных наказаний «воровать почву с полей».
Торговля, судостроение, рыбная ловля и великолепное оливковое масло — вот те основы, которые помогли Афинам утвердиться в Древнем мире. А также — добыча мрамора, который вывозился даже за пределы Греции, и серебра. Да, и еще высоко ценившаяся аттическая соль, которая добывалась в промышленных масштабах и использовалась для засолки рыбы.
Остатки амфор с клеймами гончарных мастерских Аттики до сих пор находят археологи в самых отдаленных уголках античного мира. В этой универсальной таре древности, которая в огромных количествах производилась из отличной аттической глины, везли рыбу, вино, оливковое масло. Когда-то Пирей можно было по праву назвать самым крупным портом мира — он и сегодня крупнейший порт Греции.
Общая информация
Аттика, административная область в Греции.
Административно-территориальное деление: 4 нома.
Столица: Афины. 745 514 чел. (2001 г.)
Язык: греческий.
Религия: православное христианство.
Этнический состав: 95% — греки, 5% — иные национальности.
Денежная единица: евро.
Крупнейшие города: Афины, Пирей, Калитея, Перистерио.
Главные морские порты: Пирей, Эгина, Метана.
Важнейший аэропорт: международный аэропорт «Элефтериос Венизелос» (Афины).
Крупнейшие реки: Кефисос, Илиссос.
Крупнейшее озеро: Марафон.
Площадь: 3808 км 2 .
Население: 3 841 408 чел.
Плотность населения: 1008,8 чел/км 2 .
Самая высокая точка: гора Парнита, 1413 м.
Крупнейший транспортный узел Греции: Афины.
Промышленность: пищевая, легкая, добыча мрамора.
Сельское хозяйство: разведение олив, фиговых деревьев, винограда, скотоводство.
Сфера услуг: финансовые услуги, туризм.
Климат и погода
Средиземноморский, средняя температура января — +10ºС, июля — +27ºС, среднегодовое количество осадков 416 мм.
Достопримечательности
■ Афины: Акрополь. Национальный археологический музей, Византийский музей, Археологический музей Афинской Агоры, Музей Кикладского и древнегреческого искусства;
■ Монастыри: Дафнион, Кесариани.
■ Археологические комплексы: Рамнус, Вравона, Тризина, Элевсин. Марафон, Элевферы, Эгостена;
■ Храмы: Посейдона и Афины на мысе Сунион.
Любопытные факты
■ В латинском языке есть такое выражение — «аттическая соль». Это означает особо тонкое остроумие — своеобразную «приправу» речи. Красноречие «с крупинкой соли», то есть образно и остроумно,очень ценилось в Риме. Но при чем же здесь «аттическая соль»? Выражение появилось благодаря тому, что лучшие мастера ораторского искусства были родом из Аттики. Даже такой великий оратор, как Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э), признавал этот факт. А соль в Аттике добывали методом выпаривания из морской воды, и получалась она мелкой, высокого качества, за что особо и ценилась. Вот эти два обстоятельства и создали выражение «аттическая соль».
■ В греческом мифе описано, как за власть над Аттикой боролись боги — Посейдон и Афина. Бог морей Посейдон одарил людей источником воды, ударив трезубцем в скалу. А богиня войны и мудрости Афина вонзила свое копье в землю, и оно превратилось в священное дерево — оливу Боги признали дар Афины более ценным, она и стала покровительницей Аттики, а в честь богини город-государство получил имя Афины.
На сайте можно ознакомиться с изменениями политической карты мира и государственного строя, этнографическими и географическими особенностями распределения населения, духовной и материальной культурой, развитием промышленности и производства, а так же прямое влияние человека на природу и природы на человека..
Контакты редакции
© 2010-2017 Copyright. «Планета Земля» Geosfera.Org. Все права защищены.
История Древней Греции
- природа и население Древней Греции
- Горы
- Растительность
- Климат
- Фауна
- Земледелие и садоводство
- Полезные ископаемые
- Значение моря. Мореплавание
- Население
- Соседи греков
- Фессалия
- Беотия
- Дельфы (Фокида)
- Аттика
- Коринфский перешеек (Истм)
- Пелопоннес
- Эгейский архипелаг
- Малая Азия
- Эгейский мир в III—II тысячелетиях до н.э.
- Эгейский мир в III-II тысячелетиях до н. э.
- Материковая Греция в XXV-XVII вв. до н. э.
- Материковая Греция в XXV-XVII вв. до н. э. — страница 2
- Острова Эгейского моря в III — начале II тысячелетия до н. э.
- Крит В XXX-XII вв. до н.э.
- Крит в XXX-XII вв. до н. э.
- Крит в III тысячелетии до н. э.
- Возникновение и развитие государства на Крите
- Возникновение и развитие государства на Крите — страница 2
- Возникновение и развитие государства на Крите — страница 3
- Возникновение и развитие государства на Крите — страница 4
- Возникновение и развитие государства на Крите — страница 5
- Возникновение и развитие государства на Крите — страница 6
- Крит в XIV-XIII вв. до н. э.
- Критское письмо
- Искусство
- Религия критян
- Троя
- Троя
- «Гомеровская» Троя
- Микены
- Микены
- Погребальные сооружения Микен
- Погребальные сооружения Микен — страница 2
- Погребальные сооружения Микен — страница 3
- Крепостная и дворцовая архитектура
- Пилос
- Пилос — страница 2
- Письмо микенской эпохи
- Носители микенской культуры
- Социальный строй микенского общества. Государство
- Микенская культура
- Микенская религия
- Ранние греческие поселения на балканском полуострове и в Малой Азии
- Переселения племен в последней трети II тысячелетия до н. э.
- Античная традиция о переселении племен в последней трети II тысячелетия до н. э.
- Вопрос о первоначальном поселении дорян
- Направление и основные этапы дорийского переселения
- Греки и народы Малой Азии
- Гомеровская Греция
- Гомеровская Греция
- Раздробленность Греции
- Роль родовой организации
- Социально-имущественное расслоение. Появление аристократии
- Скотоводство и земледелие
- Рабство
- Роль обмена
- Ремесло
- Цари-басилеи
- Совет старейшин
- Народное собрание
- Семья
- Спарта, Крит, Фессалия и Беотия в IX — начале V в. до н.э.
- Спарта
- Географические условия Спарты
- Лаконика и Мессения в микенскую и гомеровскую эпохи
- Дорийское вторжение и возникновение Спартанского государства
- Дорийское вторжение и возникновение Спартанского государства — страница 2
- Дорийское вторжение и возникновение Спартанского государства — страница 3
- Государственный строй Спарты
- Противники Спарты
- Крит
- Фессалия
- Беотия
- Беотийский союз
- Греческая колонизация VIII-VI вв. до н. э.
- Греческая колонизация VIII-VI вв. до н. э.
- Причины и характер колонизации VIII-VI вв. до н. э.
- Колонизация Западного Средиземноморья
- Колонизация берегов Геллеспонта и Понта
- Колонизация южного и западного noбepeжий Черного моря
- Колонизация южного и западного noбepeжий Черного моря — страница 2
- Колонизация Северного Причерноморья
- Колонизация Северного Причерноморья — страница 2
- Колонизация Северного Причерноморья — страница 3
- Колонизация юго-восточного побережья Средиземного моря
- Позднейшая колонизация Запада
- Значение и последствия колонизации VIII-VI вв. до н. э.
- Аттика в VII-VI вв. до н. э.
- Древняя Аттика
- Древняя Аттика — страница 2
- Заговор Килона
- Законы Драконта
- Навкрарии
- Законодательство Солона
- Законодательство Солона — страница 2
- Законодательство Солона — страница 3
- Социальная борьба после Солона
- Тирания писистрата. Писистратиды
- Социальная и экономическая политика Писистрата
- Внешняя политика Писистрата
- Правление Писистратидов
- Падение тирании в Афинах
- Значение тирании
- Социальная борьба после изгнания Гиппия. Выступление Клисфена
- Установление территориальных фил
- Рост политического значения городского населения
- Политические учреждения при Клисфене
- Внешнеполитическое положение Афин в конце VI в. до н. э.
- Древняя Аттика
- Экономическое развитие Греции в VII-VI вв. до н. э.
- Экономическое развитие Греции в VII-VI вв. до н. э.
- Экономическое развитие Греции в VII-VI вв. до н. э. — страница 2
- Экономическое развитие Греции в VII-VI вв. до н. э. — страница 3
- Экономическое развитие Греции в VII-VI вв. до н. э.
- ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ
- Персия во второй половине VI в. до н. э.
- Завоевания Кира и Камбиза
- Социально-экономический и политический строй Персии
- Внешняя политика Дария I. Скифский поход
- Ионийское восстание и его последствия
- Причины и начало восстания
- Отношение к малоазийским событиям в Спарте и Афинах
- Поход на Сарды
- Падение Милета
- Политическая борьба в греческих государствах
- Политическая борьба в Афинах
- Внутренняя борьба в Спарте и других греческих государствах
- Первый и второй походы Дария
- Первый поход
- Второй поход персов
- Второй поход персов — страница 2
- Причины поражения персов. Роль Мильтиада и его судьба
- Поход персов 480-479 г. до н. э.
- Приготовления Персии к новому походу на Грецию
- Греция накануне персидского нашествия. Деятельность Фемистокла
- Союз Афин со Спартой. Конгресс греческих городов
- Греческие вооруженные силы. Начало военных действий
- Оборона Фермопил и битва при Артемисии
- Подготовка к морской битве
- Битва при Саламине
- Период после Саламинской битвы
- Битва при Платеях
- Битва при Микале
- Афинский морской союз
- Пентеконтаэтия
- Выход Спарты и ее пелопоннесских союзников из общегреческого союза
- Выход Спарты и ее пелопоннесских союзников из общегреческого союза — страница 2
- Образование Делосского союза
- Превращение Делосского союза в морскую державу афинян
- Превращение Делосского союза в морскую державу афинян — страница 2
- Превращение Делосского союза в морскую державу афинян — страница 3
Древняя Аттика
Древнейший период в исторической жизни Аттики, ставшей в дальнейшем основной территорией одного из самых сильных и цветущих государств — Греции, нашел лишь слабое отражение в источниках. Археологические исследования самих Афин и окружающей их области обнаружили следы древнего быта, восходящие к неолитической эпохе. Древнейшее из до сих пор обнаруженных здесь погребений датируется III тысячелетием до н. э. Найденные в этом погребении около скорченного костяка сосуды из серой глины ручной работы еще очень примитивны.
При раскопках на афинском акрополе были обнаружены памятники несравненно более высокой культуры в виде остатков дворца микенского типа, а в ряде других мест (Ахарны, Эрхия, Керамик и др.) — погребения этого же времени с большим числом разнообразных предметов, главным образом керамических изделий, в том числе и не местного происхождения. Все эти памятники, датируемые уже концом бронзового века, дают основание думать, что на территории Аттики существовал один из очагов микенской культуры, современный другим ее центрам.
Последующий, послемикенский период характеризуется в Аттике появлением керамики так называемых протогеометрического и геометрического стилей. Некоторые из керамических находок этого времени, как, например, знаменитые, стяжавшие себе широкую известность, дипилонские вазы, дошли до нашего времени в прекрасной сохранности.
Обильные находки протогеометрической и геометрической керамики дали и раскопки на северном и северо-западном склонах Ареопага. Обращает на себя внимание, что в культурных напластованиях, характеризуемых этого рода керамическими находками, почти не встречаются привозные вещи. Это показывает, что типичное для всей Греции послемикенского периода ослабление связей с другими странами характеризует и Аттику.
Для характеристики железного века в Аттике интересно раскрытое в 1949 г. на территории Афин погребение, видимо ремесленника, в котором было обнаружено около десяти предметов, сделанных из железа, и точильный камень.
В античной литературной традиции об Аттике древнейшей поры сохранились лишь отрывочные сведения. Фукидид, Геродот и в одном из своих диалогов Платон подчеркивают, что жители Аттики были не пришельцами, а автохтонами — аттическая земля была для них не мачехой, а родной матерью. Эта область вследствие скудости почвы не привлекла завоевателей, утверждает Фукидид, дорийское вторжение ее не затронуло. В дальнейшем же, когда расцвела афинская государственность, в Аттику стали стекаться выходцы из других мест, умножая ее население и способствуя своим трудом росту ее благосостояния.
В представлениях последующих афинских поколений древнейшие социальные установления, сохранившиеся в виде пережитков и в более позднее и значительно лучше нам известное время, явились результатом деятельности ряда легендарных царей. Так, например, мифический царь Ион разделил, по преданию, все население Аттики на четыре родовые филы, каждая из которых делилась на три фратрии, в свою очередь подразделявшиеся на 30 родов, в роде же было по 30 семей, так что всего в древней Аттике было 10 800 семей.
Свидетельством прежней разобщенности населения могут служить развалины многочисленных укреплений, некогда окружавших постоянно враждовавшие друг с другом родовые поселки. Следы такого рода укреплений до сих пор обнаруживаются при раскопках, производимых в различных пунктах Аттики.
Таким образом, здесь мы встречаемся с типичной для эпохи родового строя социальной структурой, закономерно порожденной всей совокупностью исторических условий того времени. Для древней Аттики характерна и другая типичная для эпохи господства родовых отношений черта — родоплеменная раздробленность. По афинским преданиям, на территории Аттики в древнейшие времена находилось 12 отдельных, обособленных и не зависимых друг от друга родовых общин.
Конец этой раздробленности, по преданию, также был положен мифическим афинским царем Тесеем, который объединил население всей этой области вокруг Афин и учредил один общий для всех совет и один пританей. «С той поры и поныне, — пишет Фукидид, — афиняне совершают в честь богини [Афины] всенародное празднество синойкии [объединения]».
В исторической действительности процесс объединения Аттики, по-видимому, занял не меньше двух-трех столетий. Можно думать, что в течение IX-VIII вв. до н. э. к Афинам в результате напряженной борьбы присоединилась Паралия — прибрежная часть Аттики. После этого местный культ бога Посейдона был перенесен в афинский акрополь. Вслед за тем была присоединена Диакрия — горный район на севере страны. Отсюда в Афины был перенесен культ Тесея. Дольше всех сохраняла свою независимость юго-западная часть Аттики — область Элевсина с ее знаменитым храмом богини Деметры.
Судя по дошедшему до нас гимну в честь Деметры, Элевсин в VII в. до н. э. все еще продолжал сохранять независимость и, отстаивая ее, вел ожесточенную борьбу с афинянами. Афинский синойкизм явился, таким образом, длительным процессом, обусловленным существенными изменениями в строе прежних общественных отношений. Развитие производительных сил общества и связанных с ними производственных отношений породили потребность в объединениях более широкого характера, выходящих за пределы прежних родоплеменных организаций.
К VII в. до н. э. в Аттике возникают предпосылки для становления в ней классового строя и государства. Для его изучения мы располагаем уже несравненно более широким кругом источников. Первое место среди них, безусловно, занимает «Афинская полития» Аристотеля, долгое время считавшаяся навсегда утраченной и неожиданно вновь обретенная в виде рукописи на четырех листах папируса, найденной среди других папирусов, привезенных в 1890 г. в Британский музей из Египта.
«Афинская полития» Аристотеля — единственное дошедшее до нашего времени сочинение, дающее цельную картину политической истории Афин начиная с VII в. до н. э. Аристотеля существенно дополняют свидетельства об отдельных событиях афинской истории раннего времени Геродота, Фукидида, Диодора Сицилийского, Плутарха и других античных авторов, а также некоторые, правда, немногочисленные, надписи, монеты и археологический материал.
На основании всех этих данных можно заключить, что афинская община начала рассматриваемого периода была в основном земледельческой. Ремесла и торговля были развиты относительно слабо. Тем не менее социально-имущественное расслоение достигло значительной глубины. Могущественная родовая аристократия — эвпатриды («происходящие от благородных отцов») сосредоточили в своих руках лучшие земли.
Значительная часть остального населения оказалась в зависимости от них. «Бедные, — пишет Аристотель, — находились в порабощении не только сами, но также и дети их и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих и их детей. Да и ссуды обеспечивались личной кабалой вплоть до времени Солона».
Иными словами, у афинян VII в. существовало суровое долговое право, хорошо знакомое древности, в силу которого должник отвечал перед кредитором не только своим имуществом, но и личной свободой, и свободой членов своей семьи; несостоятельные должники превращались в рабов своих заимодавцев. Потребность крупных, по аттическим масштабам, землевладельцев-аристократов в рабочей силе, таким образом, удовлетворялась преимущественно за счет труда зависимых от них бедняков и труда рабов, рекрутировавшихся благодаря долговой кабале из среды ранее свободных членов той же общины. Это подтачивало силы общины.