Низкий уровень безработицы в Германии
Экономические успехи Германии уже давно ставят в пример проблемным странам Евросоюза. Особенно наглядно в этом плане сравнение состояния рынка труда, а именно борьба с безработицей. Пока в других проблемных странах еврозоны население не может найти работу, в Германии отмечаются максимальные уровни занятости за много лет.
Несмотря на всё пребывающие в Германию потоки беженцев и иммигрантов. а также всеобщую стагнацию в мире по многим экономическим направлениям, безработица в Германии не перестаёт удивлять. Её уровень не увеличивается, он падает.
Показатели уровня безработицы по странам
Если в предыдущие годы показатель безработицы в стране в среднем был выше 7%, то на настоящий момент он упал ниже этой отметки. И продолжает держаться на этом уровне.
В 2016 году апрельские показатели остались на прежнем месте. И минимальное значение уровня держится с 1990 года. На сегодняшний день цифра в 6,5 процента выглядит очень оптимистично. Численный показатель – 2,843 миллиона человек. И это рекорд за последние 25 лет с момента воссоединения Германии.
Рынок труда в Германии выглядит очень стабильно, а небольшие изменения то вверх, то вниз – это всего лишь сезонный результат. На данный период, как никогда, низок шанс потерять место работы. Он составляет меньше 1%. На сегодняшний период объявлено о 580 тысяч вакантных мест, которые, как рассчитывают власти, будут заняты прибывшими беженцами и мигрантами.
Количество безработных сократилось равномерно и в западной и в восточной Германии.
Уровень безработицы
Такая положительная статистика в области безработицы показывает, что Германия имеет самый высокий рынок труда по показателям в еврозоне. И 2016 год показал, что уровень безработицы в Германии не собирается расти.
Увеличивающийся рынок труда подпитывает рост заработной платы в Германии и потребление населения в самой крупной экономике еврозоны. Как результат, уровень жизни в стране и цены на потребительские товары не изменились по сравнению с прошлым годом, и показатели инфляции минимальны.
В то время как в самых проблемных государствах еврозоны уровень безработицы зашкаливает за отметку в 50%, Германия не перестаёт удивлять — 6,2 процента. В ряде немецких городов отмечены ещё более низкие значения. Например, в Ингольштадте зафиксированы уровни в 2,3 процента, в соседнем Эйхштате рапортуют о ещё более невероятных цифрах – безработица там выше чуть более 1 процента.
Непопулярные реформы – настоящее спасение
Подобные изменения произошли благодаря непопулярным реформам рынка труда, которые были приняты несколькими годами ранее. Именно эти методы ставят в пример проблемным странам. Однако при внешнем успехе немецких реформ здесь есть свои нюансы. В частности, одним из пунктов реформ было резкое сокращение пособия по безработице в Германии. как главный метод мотивации поиска работы безработными. Многим немцам пришлось искать вакансии с меньшим окладом и без долгосрочного контракта.
Резко увеличилось и количество временных позиций. Можно сказать, что властям удалось достичь улучшения общей картины по занятости за счёт снижения социальной защищённости населения. Методы в виде реформы на рынке труда оказали позитивное влияние и на корпоративные показатели.
Благодаря стабильной стоимости рабочей силы немецкие компании смогли сохранить конкурентоспособные позиции на мировом рынке. При этом увеличение числа временных вакансий позволило компаниям проводить более гибкую политику в плане сокращения расходов.
Кроме того, успеху у немецких реформ на рынке труда способствовала и продуманная корпоративная политика. Многие эксперты отмечают, что Германия вовремя смогла переориентировать своё производство на развивающиеся рынки.
Многие немецкие автогиганты, в частности «Ауди», сегодня продают больше машин класса высокого класса на рынке Китая, нежели в самой Германии или в США. На этом фоне призывы повторить немецкие методы реформы рынка труда и борьбы с безработицей образца предыдущих лет вряд ли будут услышаны. В нынешних условиях других стран европейской зоны это наверняка не удастся. Поезд уже ушёл.
Однако заявленное число безработных в районе 3 миллионов тоже требует кардинального решения и всяческой поддержки со стороны государства. И если раньше на пособие можно было безбедно существовать всей семьёй несколько лет, то сейчас положение в этой сфере изменилось.
По мнению экспертов, пособие в Германии можно считать скорее дестимулирующим, нежели стимулирующим.
Жёсткие меры по выдаче пособий
На сегодняшний день введены жёсткие меры по соблюдению правил подачи документов и получения пособия, и мошеннические схемы практически сведены к нулю. Основным источником начисления пособия являются страховые выплаты, производимые работодателем. Существует базовое пособие, которое обеспечивает прожиточный минимум и выплачивается безработному, пока он не будет обеспечен работой. Финансовая составляющая этого вида выплат – налоги в Германии .
Ограничений по срокам его получения нет, но сумма выплат значительно ниже другого вида пособия – ALG1.
ALG1 – пособие, краткосрочное по выплатам, но выше по сумме, которая может доходить до 60-68% от последнего заработка. Срок его получения не превышает двух лет, в основном выплачивается в течение полутора лет. Требует гораздо более сложного оформления, затрагивающего выполнение многочисленных условий. Выплаты производятся из фонда страхования. Редко, но бывают случаи возможности получать два вида этих пособий в зависимости от обстоятельств.
За последние годы пособие сократилось по сумме выплат. Также его стало труднее получить — необходимо предъявить больше документов, которые тщательней стали проверяться. Это является главным методом борьбы с безработицей. Если раньше гражданам, имеющим низкий доход на работе, было выгодно попасть под сокращение и сидеть дома на пособие, то сейчас ситуация изменилась.
Во-первых, пособие стало меньше, выплачивается оно год или полтора. Во-вторых, дополнительную нелегальную работу стало сложнее найти. За этими нарушениями власти очень пристально следят, и есть шанс попасть в чёрный список, потеряв не только пособие, но и получить проблемы при дальнейшем трудоустройстве, а также заплатить штраф.
Чтобы иметь право на получения пособия, гражданин обязан:
- иметь работу не менее 15 часов в неделю;
- иметь рабочий стаж 12 месяцев;
- получить на руки документ, о том, что работодатель вынужден уволить работника по причине сокращения;
- работать на официально зарегистрированном предприятии, которое отчисляет средства в Федеральное агентство по труду.
Размер пособия варьируется от места жительства: в разных регионах свой уровень минимальных выплат, который разнится от 1900 до 2000 евро.
Через полтора года выплата снижается до 400 евро. Предусмотрены также пособия для частичного покрытия коммунальных платежей, платы за съём жилья, а также специальные программы выплат беженцам и части населения, которые в силу жизненных обстоятельств оказались лишены какой-либо социальной помощи.
Помоги себе сам
Столь продуманный подход к поддержке работника не является совсем бесплатным для него, как принято считать. И не столько работодатель обеспечивает работнику «подушку безопасности», сколько он сам лично.
К суммам пенсионного и медицинского страхования добавлен процент выплат от заработка в фонд страхования в случае потери работы. И то, что работник выплачивает страховку, не даёт ему полной гарантии получения пособия в дальнейшем. В 2016 году проценты за выплату по страхованию снизились по сравнению с предыдущим периодом и составляют 3% от общей суммы заработной платы.
Даже при сниженных суммах и сроках выплат пособий Германия выглядит очень достойно среди других стран еврозоны. Однако рекордный приток беженцев заставляет задуматься о грядущих изменениях в этой сфере уже к концу 2016 года. Эксперты не дают радужных прогнозов из-за проблем с интеграцией мигрантов в экономику страны.
Куда еще поехать
Безработица в Германии
Последние статистические данные показывают, что Германии постепенно и планомерно справляется с высоким уровнем безработицы.
Впервые с прошлого декабря число нетрудоустроенных в стране спустилось ниже отметки в 3 миллиона человек.
Апрель, обыкновенно, это время оживления рынка труда, однако этот год оказался все же, слабее, если смотреть в среднем за три последних года. Вялое использование преимуществ текущей ситуации на рынке труда и пасхальные каникулы оказали существенное влияние на динамику это оживления, — сообщает Федеральное агентство по трудоустройству. Руководитель агентства Франк-Юрген Вайзе отметил, что хотя и на текущий период наблюдалось снижение спроса, тем не менее, на рынке труда можно наблюдать положительную тенденцию. В апреле федеральном агентством было зарегистрировано безработных в количестве 2,963 миллиона человек. Таким образом, этот показатель снизился на 60 тысяч человек по сравнению с предыдущим месяцем и на 120 тысяч по сравнению с прошлым годом. Безработица снизилась на 0,3% и опустилась до отметки в 7%. Однако число безработных возрастет еще на 20 тысяч человек, при исчислении годовых колебаний с учетом фактора сезонности некоторых видов труда.
Статистика по уровню безработицы каждый месяц публикуется и в Федеральном агентстве Германии по трудоустройству, и в Федеральном статистическом бюро. В ФРГ претендовать на получение пособия по безработице могут граждане, которые уведомили Федеральную агентуру труда о самостоятельном поиске работы.
В эту же категорию входят граждане, которые в течение 2-х последних лет как минимум 1 год числились на какой-либо работе. Им в обязательно предоставляются выплаты социального страхования. Однако эти нормы не применяются в отношении граждан, которые обучались в высших учебных заведениях, а также к военным и женщинам, которые на этот момент находятся в отпуске по уходу за ребенком.
Также право на пособие дает неполная занятость, где количество рабочих часов составляет не более 15 за неделю. О том, что гражданин ищет работу, он обязан уведомить Федеральную службу труда за несколько месяцев до окончания обучения или получения статуса безработного.
При невозможности претендента на пособия уложиться в определенное законом время, дается недельный срок после увольнения или окончания учебы, чтобы оформить повторную заявку. Необходимо отметить, что обычно пособие по безработице в ФРГ составляет примерно 60% от зарплаты, которую получал работник ранее.
На получение пособия можно рассчитывать в случае: если работник работает на должности, где занятость не превышает 15-ти часов в неделю; если увольнение происходит по инициативе работодателя; если гражданин теряет работу во время предпенсионного периода. Если работнику в ФРГ грозит скорое увольнение, он обязан известить об этом факте Федеральную агентуру труда в течение 3-х месяцев до потери работы. Службу занятости о потере работы необходимо проинформировать в течение следующей после увольнения недели.
Размер пособия для безработных зависит от прежней зарплаты безработного и составляет не более 80 % от нее. Если у безработного находится на иждивении несовершеннолетний, либо у него есть также супруга с несовершеннолетним ребенком, соответственно размер пособия увеличивается, при условии, что супруг работает, исправно выплачивая подоходный налог. Выплаты пособия длятся полтора года.
more finance
Главное меню
Инвестиции
Борьба с безработицей на примере ФРГ
Несмотря на то, что Германия на рубеже столетий все чаще стала подвергаться критике за проведение пассивной политики с целью нормализации и роста положительной динамики на рынке труда, основными инструментами которой являлись компенсационные выплаты безработным и повышение налогов, опыт формирования активной политики занятости в ФРГ является полезным уроком для экономик множества стран.
С учётом того,что в то время,как во многих странах Европы уровень безработицы продолжает расти,а в ФРГ данный показатель стабилен на уровне 5,4%, многие страны начинают постепенно перенимать опыт Германии.
Основные методы борьбы с безработицей в ФРГ включают следующие мероприятия:
поощрение мелкого и семейного предпринимательства на максимально благоприятных условиях государственными субсидиями и кредитами, благодаря которым стартовый капитал может быть обеспечен владельцам лишь на 10%, до 70% — государственными субсидиями и на 20% кредитами.
обеспечение географической мобильности населения и рабочей силы путем представления субсидий и кредитов на переезд с семьей из районов с избытком рабочей силы в районы, с вакантными местами, с гарантией улучшения жилищных и, как правило, материальных условий жизни;
предоставление каждому ищущему работу полной информации о вакантных местах по профессиям, отраслям и регионам страны и создание для этой цели повсеместно общедоступных банков данных; оплата всех видов услуг по связи с отделами кадров предприятий, где есть рабочие места;
— организация общественных работ, в основном для молодежи, на строительстве жилья, дорог, в сфере обслуживания на срок до 6 месяцев с гарантированным заработком в пределах 50- 100% средней зарплаты;
финансирование работы в частных фирмах молодежи путем предоставления в течение полугода владельцам предприятий субсидий в виде оплаты 50% издержек на вновь созданные рабочие места;
специальное техническое оборудование на обычных предприятиях рабочих мест для инвалидов и выплата субсидий владельцам предприятий за прием инвалидов на работу и частично на их заработную плату;
стимулирование расширения предпринимательской деятельности и сверхурочных работ, а тем самым и более полной занятости путем снижения налогообложения с прибыли и личных доходов.
Существующий в ФРГ Закон «О содействии занятости», предусматривает оказание помощи во временной занятости пожилым людям и инвалидам. По закону фирме, нанимающей работников старше 50 лет, предоставляются займы и субсидии, направляемые в дальнейшем на доплаты этим работникам. Подобный подход применяется и по отношению к молодежи.
Также в ФРГ большое внимание уделяется подготовке кадров к конкретному производству. Для этого обучение организуется непосредственно на предприятиях и при этом выплачиваются стипендии (первый год — около 1тыс. евро ежемесячно, а оставшиеся 2,5 года — 1400 евро).
В ФРГ действует принцип «тот, кто может работать, но не хочет, не может рассчитывать на солидарность». Федеральное правительство Германии обязало биржи труда применять санкции в отношении «социальных нахлебников», как это уже давно практикуется в других государства: молодые безработные через шесть месяцев, а взрослые — самое позднее через год после постановки на учет должны представлять индивидуальные планы возвращения на рынок труда.
В Германии очень развита система тарифных соглашений. Сегодня почти во всех землях Германии на телевидении созданы программы, посвящённые политике занятости и стимулированию трудоустройства. Особенно активно ведется борьба против безработицы среди подростков. Существует особая программа: "100000 рабочих мест для молодежи и подростков", в рамках которой проходят беспрецедентные акции по привлечению юношей и девушек, совместно с биржами труда для решения вопросов безработицы.
Многие биржи труда применяют нестандартные способы борьбы с безработицей. Так в Берлине 53 сотрудника биржи (зачастую сами же подростки), иногда до полуночи готовят новые и новые варианты предложений, организуя показы и выставки мод, презентацию специальностей.
Кроме того, для ликвидации безработицы используется кредитование молодых людей. Для тех, кто хочет открыть своё дело и подходит под возрастной лимит, то есть до 25 лет, правительство выделяет около 2-х миллиардов марок.
Немаловажным является и тот факт, что правительство ФРГ при помощи многочисленных налоговых льгот, способствует возвращению корпораций обратно на родину из Китая, Индии и прочих стран с дешевым трудом ссылаясь на то, что теперь и на внутреннем рынке труда имеется недорогая рабочая сила, труд которой поддержит внутреннюю, а не внешнюю экономику.
Таким образом, тот факт, что численность безработных в ФРГ уменьшается, свидетельствует об активной и эффективной политики федерального правительства в области занятости.
Бизнес-планирование как основа предпринимательской деятельности
бизнес планирование риск В настоящее время в народном хозяйстве нашей страны реализуется комплекс мероприятий по совершенствованию хозяйственного механизма в целях повышения эффективности управления производством и достижения финансовой стабильности и роста производства. Особенно велика роль пла.
Безработица в рыночной экономике сущность, причины и экономические последствия
Рынок труда, представляющий собой систему социально-трудовых отношений по поводу использования рабочей силы, в любой стране находится под наиболее пристальным вниманием экономистов и политиков, так как сам товар на этом рынке непосредственным образом связан с человеком, его жизнью, благосостоя.