Посетителям:
Инженерный корпус
Экспозиционные залы открыты только в период проведения выставок
Цены на билеты для посещения выставки Зинаида Серебрякова":
600 руб. — взрослые
250 руб. — для следующих категорий:
- пенсионеры,
- учащиеся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
- студенты высших учебных заведений России, в том числе иностранные граждане — студенты российских ВУЗов (кроме студентов-стажёров),
- Герои Советского Союза, Герои РФ, Полные кавалеры "Ордена Славы",
- художники, архитекторы, дизайнеры — члены соответствующих творческих союзов России и её субъектов,
- члены и сотрудники Российской академии художеств,
- искусствоведы — члены Ассоциации искусствоведов России и её субъектов,
сотрудникам музеев системы Министерства культуры России и соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Бесплатно — для следующих категорий:
- лица, не достигшие 18-летнего возраста,
- члены Международного Совета музеев (ICOM),
- ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий (граждане России и стран СНГ),
- инвалиды I и II группы (граждане России и стран СНГ),
- один сопровождающий инвалида I группы или ребёнка-инвалида (граждане России и стран СНГ),
- военнослужащие срочной службы,
- один педагог-руководитель и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений при наличии экскурсионной путевки или абонемента (граждане России и стран СНГ),
- один сопровождающий группу студентов или военнослужащих срочной службы при наличии экскурсионной путевки,
- члены многодетных семей (каждую субботу).
Адрес, схема проезда, режим работы
Третьяковская галерея решила продлить на 10 дней выставку «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». Выставка должна была закрыться 19 февраля. В дополнительные 10 дней галерея будет работать без выходных и до 9 часов вечера, передает ТАСС со ссылкой на заявление директора музея Зельфиры Трегуловой.
«Новый директор Музеев Ватикана Барбара Ятта, которая присутствовала у нас на открытии в качестве заместителя директора, очень быстро откликнулась на наше обращение и согласилась продлить выставку. Мы продлеваем ее с 20 февраля по 1 марта включительно», — отметила Трегулова.
Последние партии билетов появятся в продаже 10 февраля в кассах Третьяковской галереи на Крымском Валу, онлайн-продажи начнутся в 12 часов 17 февраля.
Трегулова пояснила, что продление сроков выставки связано со значительными финансовыми издержками.
«Можно представить, какова страховая оценка этой выставки, и любое продление и перенос сроков возврата произведений искусства — это дополнительные расходы, которые взял на себя оказавший помощь в организации выставки фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», — добавила она.
В очереди у Третьяковской галереи произошла давка
42 шедевра из Музеев Ватикана в Третьяковской галерее
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2017
Живопись Джорджо де Кирико откроет «Черешневый лес»
Выставку его работ готовит Третьяковская галерея
В Третьяковской галерее на Крымском валу пройдет большая выставка знаменитейшего итальянского художника ХХ века Джорджо де Кирико. Об этом сегодня рассказали на пресс-конференции организаторы выставки, которая откроет семнадцатый фестиваль искусств «Черешневый лес».
На выставке будут представлено более ста работ 1910–1970-х годов. Основную часть экспонатов предоставит Фонд Джорджо и Изы де Кирико, базирующийся в Риме. Кроме того, работами де Кирико поделятся семь мировых музеев, включая лондонский Музей Виктории и Альберта, Центр Помпиду и римский Музей современного искусства. Архитектором выставки будет Сергей Чобан, который уже несколько лет сотрудничает с Третьяковской галереей (именно он оформил недавнюю выставку «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана»).
Выставка, озаглавленная «Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения», будет включать несколько разделов: знакомство с «метафизической живописью», живопись и миф (обращение де Кирико к античным мифам и культуре Древней Греции и Древнего Рима), диалог со старыми мастерами, театральные костюмы и декорации к последней постановке Дягилева — «Бал», наконец, раздел «Вечное возвращение» (где будет говориться о влиянии философии Ницше и Шопенгауэра в творчестве художника).
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова напомнила, что «братья Третьяковы, задумывая свое собрание, не отрывали русское искусство от европейского контекста», а разрыв с контекстом произошел позднее, после революции 1917 года.
Учредитель фестиваля «Черешневый лес» Михаил Куснирович считает эту выставку прекрасной возможностью познакомить русского зрителя, которому западноевропейский сюрреализм вполне интересен, с великим итальянским художником, которого прежде не показывали в Москве в таком масштабе. Ольга Страда, директор Итальянского института культуры, отметила также связи художника с русской эмиграцией, предположив, что выставка даст возможность эти связи проследить.
Выставка откроется 20 апреля и продлится до 23 июля. Третьяковская галерея рассчитывает, что и этот выставочный проект будет пользоваться успехом у посетителей. Именно поэтому вводятся новые типы билетов, которые позволят зрителям посмотреть выставку де Кирико, выставку «Оттепель» и основную экспозицию на Крымском валу в разных сочетаниях. Билеты будут продаваться в кассах музея и в сети. Кроме того, билетная касса Третьяковской галереи будет работать на втором этаже ГУМа.
Главные новости от «Ъ» вы можете получать на e-mail
Футболист сборной Бельгии Азар пропустит матч с командой России из-за травмы
Спорт 21 марта, 0:01
Михалков поддерживает идею возрождения в театрах худсоветов, но с оговорками
Культура 20 марта, 23:11
«Мумии» в Нью-Йорке: выставка о тех, кто «уходит на другую сторону»
Международная панорама 20 марта, 23:00
Рудакова и Чалый подали заявки в IAAF на индивидуальный допуск к стартам
Спорт 20 марта, 22:52
Японская фигуристка Мияхара пропустит ЧМ из-за травмы
Спорт 20 марта, 22:15
Робби Уильямс готов представлять Россию на конкурсе «Евровидение»
Культура 20 марта, 22:13
«Ренове» неизвестно о претензиях следствия по выводу прибыли в офшоры
Происшествия 20 марта, 21:53
Юлия Самойлова не получала уведомлений касательно отказа во въезде на Украину
Культура 20 марта, 21:49
Дамаск готов обсуждать новую конституцию Сирии
Международная панорама 20 марта, 21:19
Третьяковская галерея начинает продажу последней партии билетов на выставку из Ватикана
Интерес москвичей к классическому искусству достиг новой высоты – у Третьяковской галереи выстраиваются многочасовые очереди за билетами на выставку «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». Выставка открылась в конце ноября, но попасть на нее оказалось еще сложнее, чем на знаменитые ажиотажным спросом экспозиции Серова и Айвазовского. По требованию Ватикана, посетителей пускают небольшими группами, по 70 человек за полчаса, а билеты продают заранее. В итоге все билеты на декабрь были раскуплены в первые же дни, а нынешние очереди состоят из желающих попасть на выставку уже в январе. Причина интереса понятна: некоторые из 42 представленных работ прежде не покидали Ватикан, а куратор выставки – один из самых авторитетных российских искусствоведов Аркадий Ипполитов. Republic отобрал 11 работ, дающих представление о труднодоступной выставке, и попросил искусствоведа Ирину Чмыреву объяснить, чем примечательна каждая из них.
Без фигуры Караваджо история живописи была бы совершенно иной. И дело не в том, что его биография изобилует невероятными поворотами, а сам он был личностью неординарной на фоне типажей своей эпохи. Караваджо увидел свет. И своим особенным методом изобразил его, сделал главным героем картины. Путем Караваджо искусство живописи развивалось следующие несколько веков, а живопись светом, будто достающая сюжеты из мрака фона картины, стала называться «караваджистской живописью» или «караваджизмом». Свет у Караваджо имеет исключительно символистское значение, это свет барочной трагедии: человек словно утратил защитный покров веры и на пределе эмоций, погружаясь в переживание, как в пучину, осознал смертность, конечность своего бытия и страдание, физическую боль Христа и мучеников как свои. Живопись самого Караваджо – парадокс гармонии композиции и точности анатомической передачи каждого движения, света, разрывающего тьму и останавливающего время, из мрака медленно выводящего к нам библейские сюжеты.
Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо. Положение во гроб, ок. 1603–1604. Фото: музеи Ватикана
Веронезе – великий венецианец, в колоритах которого сочетаются серебро и пунцовый красный, золото и благородные зеленые и синие тона. Прошло каких-то два века со времен готических иконных вещей ди Нардо, и в храмах их место заняли картины, которые, как волшебные колесницы, могли перенести зрителя в любой момент священной истории с предельной степенью чувственного переживания. Веронезе – замечательный рисовальщик, но в первую очередь он живописец и любитель театральных эффектов – драматического света, выразительных жестов. Каждая картина – тончайшая и с широким размахом поставленная театральная сцена. Он превращает сюжеты из жизни библейских царей и христианских мучеников в явление великолепных героев. В картине из Ватикана святой Елене во сне является крест Господень. Но это не сон тишины, это сон праздника красок и световых эффектов.
Паоло Кальяри, прозванный Паоло Веронезе. Видение святой Елены, ок. 1575–1580. Фото: музеи Ватикана
Святой Плакида (Пласид) Перуджино – не столько бенедиктинский монах-исповедник, знаменитый своей глубокой верой и почитаемый в некоторых областях Италии вплоть до ежегодных, посвященных ему парадов. У Перуджино святой – ангелоподобный созерцатель звездных глубин небес. Знаменитый изображениями мадонн, Пьетро Ваннуччи из Перуджи и в этом очаровательном портрете придает монаху сходство с прекрасными юными созданиями, подчеркивая неземное обаяние сына патриция, ставшего прилежным последователем самого святого Бенедикта.
Пьетро Ваннуччи, прозванный Перуджино. Святой Плакида, 1495–1498. Фото: музеи Ватикана
Мы видим очень условное, действительно написанное «на особом языке» древней иконы изображение святого Франциска. Святой предстает в полный рост, неся свои стигмы – кровоточащие подобно Христовым раны; естественно, его лик заключен в условный овал капюшона, а выражение лица не лишено лукавства и почти варварской привлекательности. Фигура художника, создавшего эту икону, загадочна, о нем сохранилось обидно мало документальных свидетельств: жил в XIII веке, работал в Ареццо. Как раз в те времена в этом тосканском городе развивались науки и искусства, музыка и математика – оттуда родом был Гвидо Аретинский, отец современной нотной системы. Так что условность письма образа святого Франциска можно соотнести еще и с музыкой: посмотрите, как певучи линии, как удивительно ритмично поставлена фигура и чередуются светлые «удары» пятен рук, ступней на темном фоне его сутаны. Маргарито ди Маньяно стал известен за пределами Италии еще в середине XVI века благодаря «Жизнеописаниям» Вазари. Мы можем предположить, что письмо Маргарито ди Маньяно воспринималось архаичным, слишком тесно связанным со старой иконной школой письма, в нем прочитывалось влияние коптской и греческой школы иконописи, но авторитет этого художника был у потомков очень велик.
Маргарито ди Маньяно, прозванный Mаргаритоне д’Ареццо. Святой Франциск Ассизский, 1250–1270. Фото: музеи Ватикана
Те, кто не был в Венеции и не видел живопись Джованни Беллини в молочном свете венецианских зим, могут удивиться некоторой жесткости его рисунка. Она кажется нам знакомой после живописи Альбрехта Дюрера, называвшего Джованни Беллини лучшим живописцем Венеции. Беллини – большая династия живописцев, среди которых Джованни отличается мастерством колорита и рисунка, поистине симфонической сложностью жестов, сцеплений фигур в его многофигурных композициях. И конечно же, в его картинах удивительный свет – прозрачный, холодный и сияюще-золотой, придающий всему происходящему торжественность и надмирность. Будто все в картинах Беллини лишь отражение в венецианских зеркалах с золотой амальгамой.
Джованни Беллини. Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной, ок. 1471–1474. Фото: музеи Ватикана
Родившийся и окончивший свою жизнь в Болонье, Гвидо Рени – художник, успевший поработать с декораторами в Риме и в Неаполе в среде живописцев-новаторов, следовавших Караваджо. В родном городе Рени стал одним из основателей болонской школы живописи, упорядочившей художественное образование, задавшей правила и критерии оценки качества работы художника. Но нам Гвидо Рени интересен прежде всего как живописец барокко, у которого свет становится объемным. Не линия, а мазок кисти, имеющий собственный объем, как дорогое шитье гладью, расцвечивает сюжет картины, достает его из темноты. Тем более что из Пинакотеки Ватикана нам привезли один из шедевров художника – «Святого Матфея и ангела».
Гвидо Рени. Святой Матфей и ангел, ок. 1620. Фото: музеи Ватикана
Флорентиец ди Нардо был сыном скульптора и лучшие свои вещи создал в родном городе. Обычно Мариотто ди Нардо считают представителем флорентийской школы готического искусства. Но если всмотреться в его «Рождество», не готическая структурность и графичность изображения, связанные с архитектурной традицией, привлекают нас, а живость наблюденных художником деталей – здесь и внимающая собака, и отдыхающие овцы, и напряженно сложенные в молении руки пастуха, и точно подсмотренные профили современников, перенесенные в композицию. И конечно же, привлекает музыкальная чистота рисунка ди Нардо. В этой работе, будто стоящей на стыке двух эпох, иконы и картины – окна в другой мир, – мы видим праздничный колорит и символическое использование цвета: над синими горами золото Небес, но горы прописаны как драгоценные складки ткани, и художник радуется, находя многообразие оттенков синего, серого, умбристого и зеленого, чтобы на их фоне написать фигуры пастухов и Иосифа в печали.
Мариотто ди Нардо. Рождество. Пределла, ок. 1385. Фото: музеи Ватикана
Этот фрагмент фрески из разрушенной в XVIII веке церкви – как солнечный день весны. Мелоццо да Форли творил в Риме в конце XV века, когда по всей Италии гремела слава Боттичелли и Пьеро делла Франчески, и влияние этих художников прослеживается в сложности задач, поставленных перед собой римским художником: в изображении лица и руки в ракурсе снизу, в сложном рисунке драпировок одежд. Но ангел да Форли так хорош собой, так привлекателен, что только сухой энциклопедист начнет перечислять все особенности влияний и авторские отличия самого да Форли; остальные же забудут обо всем, глядя на золотые кудри под нимбом из золотых звезд на синем небе, и непроизвольно начнут улыбаться.
Мелоццо дельи Амбрози, прозванный Mелоццо да Форли. Aнгел, играющий на виоле, 1480. Фото: музеи Ватикана
В 1054 году случилась Великая схизма, раскол между Римско-католической и Православной ветвями церкви. Но этот исторический факт не изменил ту традицию древнехристианского искусства, которая развивалась в единстве и полноте соединения локальных традиций. Мы смотрим на эту икону, и ее язык нам внятен – он общий с языком древнерусской иконописи. В этом образе Христа сочетаются античные особенности письма (как мы знаем их по помпейским росписям), и символический – с огромными очами – лик, как в схематических изображениях эпохи пещерных раннехристианских храмов, и уже сложившаяся цветовая система иконного языка. Есть в нем и отголосок романской культуры Центральной и Западной Европы, сохранившийся в архитектуре и скульптуре больше, чем в живописи. Одна икона – а за ней путешествие традиции вокруг континента и перетекание из века в век первых столетий христианской изобразительной культуры.
Римская школа. Христос Благословляющий, вторая половина XII века. Фото: музеи Ватикана
Французский художник, сумевший в Италии систематизировать наследие итальянской живописи, опыт, накопленный на протяжении веков ее развития от иконы к картине, Пуссен создал систему изображения, построенную на триединстве цвета и триединстве композиционных форм, опыте перспективы и строгого, канонического для его метода расположения сюжета в определенных частях картинного пространства. Он сумел соединить знание искусства Ренессанса и античности. Его изобразительная система стала важнейшим явлением эпохи классицизма, отражением в живописи классицистического метода других видов искусства. Но своими картинами Пуссен смог доказать, что его метод не мертвая догма, а герои, расставленные, подобно актерам на сцене, внутри полотна, есть часть гармонического мерцающего видения, создать которое может лишь гений.
Никола Пуссен. Мученичество святого Эразма, 1628–1629. Фото: музеи Ватикана
Этот выставочный сезон в Москве проходит под знаком Рафаэля – только что завершилась его выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Но ради такой изящной оптической обманки можно прийти специально: двадцатитрехлетний художник, признанный современниками искусным рисовальщиком, создает иллюзию майолики – керамической скульптуры, покрытой драгоценной глазурью, виртуозно передавая ракурс, рисунок теней на ее объемах с помощью предельно ограниченной, почти монохромной палитры. Майоликовыми вставками украшали современную Рафаэлю архитектуру, и можно предположить, что эта вещь предназначалась для камерного интерьера, призванная внести в него символические значения. Женская фигура, обнимающая детей, – Милосердие, ее обрамляют фигурки путти с корзиной живого пламени (горячего желания и духовной энергии, необходимой для дел милосердия) и с корзиной виноградных гроздьев (плодов христианской веры).
Рафаэль Санти. Милосердие, 1507. Фото: музеи Ватикана