город-государство в Древней Греции, Древнем Риме
• документ, без которого ныне лечиться — забудь
• документ, дающий возможность заработать на похороны, если сломаешь шею
• документ, подтверждающий страховку
• книга энциклопедического содержания в стихах русского поэта XVIII века К. Истомина
• рабовладельческий город-государство в древнем мире
• страховой документ
• «город» на языке греков
• город-государство в Древней Греции
• документ автогражданки
• документ о страховании
• больничный документ
• «ксива» в больнице
• «надежен, как страховой. »
• бумага с ценой на вашу жизнь
• страховочный документ
• городгосударство (Греция)
• автогражданская бумажка
• страхование вашего жизни или авто
• большой город для древнего грека
• страховочный лист
• документ о страховании вашей жизни
• документ, удостоверяющий заключение договоров
• страховка в поликлинике
• страховочная бумажка
• страховочное свидетельство
• страхование вашего авто
• документ с ценою на вашу жизнь
• Страховой документ
• Город-государство в античном мире
• Документ о страховании
• Античная городская гражданская община, форма социально-экономической и политической организации общества и государства в Древней Греции и Древней Италии, город-государство
• «Ксива» в больнице
• «Надежен, как страховой. «
• ‘Город’ на языке греков
• бумажка о страховании
• м. франц. страховое свидетельство
Города-государства в Древней Греции
Историческое развитие греческого мира в VIII–IV вв. до н. э. протекало в небольших государственных образованиях, получивших название полиса (или города-государства). Греческий полис, возникший в результате разложения родовых отношений, сформировался на сложной основе, включавшей традиции местных племен, населявших южную часть Балканского полуострова с глубокой древности, блестящее крито-микенское наследство, но представлял собой оригинальное историческое явление.
Греческий полис предоставил благоприятные возможности для развития экономики, формирования социальной структуры, политической организации и культуры греческого народа. Эти благоприятные возможности создались потому, что форма мелких государств оказалась хорошо приспособленной к естественным условиям, рельефу и природной среде. В такой замкнутой небольшой общине, с достаточным количеством земель, пригодных для сельского хозяйства, сырья для ремесленных производств, связанной по морю с другими аналогичными общинами, были созданы все условия для развития разных отраслей экономики и не возникало необходимости в обширном территориальном объединении.
Древнегреческий город Филиппы. Фото: Marsyas
Вместе с тем греческий полис мог существовать как независимое государство лишь в том случае, если он представлял собой сплоченный коллектив жителей, равноправных граждан, обеспеченных земельным участком, активно принимающих участие в политической жизни полиса и защищающих его в ополчении. Единство гражданского коллектива — основа основ устойчивости полиса, краеугольный камень полисной системы ценностей. Отсюда рождалась политика по сохранению этого единства, сдерживания имущественной концентрации, с одной стороны, и поддержания достаточного прожиточного минимума беднеющих сограждан — с другой, поощрение политической активности граждан через участие в Народном собрании. В полисах сформировались такие передовые политические идеи, как идея демократической республики, получившая наиболее полное выражение в афинской демократии, и понятие гражданина как носителя четко осознанных прав (право на материальную помощь со стороны государства, право на политическую деятельность, службу в ополчении, равноправие и независимость от какого-нибудь лица или учреждения), понятие свободы. Специфические условия полисной жизни оказались весьма благоприятными для утверждения личности гражданина, его самосознания и его способностей.
Греческий полис мог существовать как определенная социально-экономическая система только в том случае, если он мог поднять до известного уровня производительные силы. Экономические условия, предоставляемые полису, требовали приложения большого труда, рациональной его организации, сметки и инициативы. В небольших полисах было мало условий для роскоши и паразитического времяпрепровождения, хотя в любом городе-государстве жили аристократы и сибариты. Но паразитизм не проявлялся в таких ярких формах, как в древневосточных странах, к тому же не поощрялся общественным мнением. В господствующем классе греческих полисов преобладали слои, связанные с организацией производства.
Греческий полис включал в свою структуру рабовладельческие отношения. Рабство было органически присуще полисным формам жизни. Внедрение рабства, превращение его в важный элемент общественных отношений предполагало господство частной собственности, рост товарных связей, создание благоприятных условий для политической деятельности и культурной жизни основной массы граждан. Рабовладельческие отношения достигли своих классических форм в наиболее развитых греческих полисах: Афинах, Коринфе, Хиосе, Сиракузах и др. Вместе с тем ряд полисов с абсолютным преобладанием сельского хозяйства широко использовал труд зависимых людей типа спартанских илотов, фессалийских пенестов, гераклейских мариандинов.
Образ жизни жителей Афин и Спарты был совершенно различным. Афины — это многонациональный город, центр торговли и обмена идеями со всем остальным известным миром. Величие Афин объяснялось изобретательностью его граждан. Афины — это родина демократии, зарождение которой связано с именами Клисфена (около 509 г. до н. э.) и Перикла (около 460 г. до и. э.). Решения по управлению городом принимались после публичного обсуждения. Правом голоса обладали только свободные граждане, кроме женщин и чужеземцев. К 400 г. до н.э. Афины преобладают на морс и владеют заморскими колониями. Многие города платили Афинам дань за предоставление торговых льгот. Афинские государственные деятели, писатели, ученые и философы внесли огромный вклад в развитие греческой культуры. Спарта угрожала лидирующему положению Афин хорошо обученной, превосходящей по численности армией. Такие города, как Коринф, Фивы, Самос и Византии, тоже внесли свой вклад в культуру, сейчас называемую классической греческой. Не обладая могуществом Афин или Спарты, они объединялись с другими городами, чтобы выжить, причем часто переходили из одного лагеря в другой.
Широкое распространение рабского или зависимого труда, его рациональная организация, активное участие граждан в политической деятельности, формирование личности гражданина создавали благоприятные условия для подъема культурного творчества. Греческая полисная культура VIII–IV вв. до н. э. достигла необычайных высот, стала новой ступенью в развитии мировой культуры, оказала мощное воздействие на культуру народов всего античного Средиземноморья.
Однако греческий полис как историческая форма исчерпал свои внутренние потенции к середине IV в. до н. э. и вступил в период кризиса. Внедрение рабства подрывало единство гражданского коллектива, вело к имущественной и социальной дифференциации, разложению гражданского коллектива, обострению социальных и классовых противоречий. Существование многочисленных независимых мелких и мельчайших полисов, постоянно враждующих друг с другом, вело к общей нестабильности и политическому хаосу, которые ставили вопрос о самом существовании этой формы. Выходом из кризиса стало включение ранее независимых полисов в рамки крупного государства, верховные правители которого взяли на себя обеспечение внутреннего порядка и внешней безопасности для входящих в это государство полисов, предоставив им в остальных делах внутреннюю автономию. Кризис греческого полиса был преодолен к следующий исторический период — период эллинизма — ценой отказа от независимости и ограничения вытекающей отсюда свободы полного распоряжения своей судьбой, но зато это гарантировало гражданам использование других форм полисной жизни.
Интересно сложилась судьба греческих полисов в Северном Причерноморье. Пелопоннесская война не только не принесла им опустошений и других бедствий военного времени, но в некотором отношении оказалась для них выгодной. Так, после сицилийской катастрофы повысился спрос на северочерноморский хлеб, который вывозился через эти города.
Обусловленные войной перерывы в торговых сношениях с Центральной Грецией способствовали развитию в северопонтийских городах собственного ремесленного производства, которое вскоре достигло значительных успехов. IV в. до н.э. который для многих полисов Центральной Греции был веком кризиса и тяжелых потрясений, явился для северочерноморских городов временем максимального подъема экономической жизни, периодом расцвета.
Со времени колонизации в Северном Причерноморье сложились три главных эллинских центра — Ольвия, Херсонес и Пантикапей. Ольвия уже в V b. до н. э. когда ее посетил Геродот, была большим и процветающим городом. Часть ее жителей занималась на прилегающей к городу территории земледелием, но особенно была развита торговля.
Ольвийская керамика и надписи свидетельствуют о постоянных и прочных связях Ольвии с другими причерноморскими городами и средиземноморскими полисами. Значительная часть товаров, которые ввозились в Ольвию из Греции, перепродавалась местному населению или выменивалась на зерно и другие продукты. Жители Ольвии — ольвиополиты, в свою очередь, вывозили в Грецию хлеб, сырье и рабов.
О размахе торговых операций Ольвии свидетельствует и то обстоятельство, что Ольвия начинает регулярно выпускать свои денежные знаки со второй половины IV в. до н. э. раньше многих других греческих колоний. К первой половине IV в. до н. э. относится дошедший до нас декрет из Ольвии, который устанавливал определенные правила обмена монет других городов на ольвийские деньги и обеспечивал привилегированное положение ольвийской монете.
/ История государства и права древней греции
История государства и права древней греции
Первые государственные образования на територии греции появились во втором тысячолетии до нашей эры.
Раньше всего классовое общество и государство сложились на древнем крите в южной части балканской греции.с 12 века до нашей эры на югс севера греции стали проникать древние племена дорийцев. Эти племена находились на стадии первобытного строя в результате чего в древней греции преобладали первобытнообщинные отношения.после розпада которых в истории греции начинаются рабовладельческие отношения.тоесть возникают классы рабов и рабовладельцев, возникают первые признаки часной собствености благодаря диференциации общин иобразуются отношения классического типа.
В древней греции государства возникают в виде полисов.тоесть города государства.
Полисный этап древней греции делится на 3 периода:
гомеровский период (царский период).
Начинается с 11 – 9 век до н. э.
Для этого периода характерно разложение родоплеменных отношений. В конце периода происходит разложения родоплеменных отношении иформируется новое классовое общество и государство.
2. архаический период.
Происходит формирывания классового общества и государства в форме полисов.
3. классический период.
5 – 4 век до н. э.
расцвет древнегреческого рабовладельческого общества..
Население гомеровского периода было обьединено в примитивные сельские общины.
Политическим и экономическим центром было поселение, которое называлось городом.
Основная масса населения города это земледельци, скотоводы, довольно большую группу состовляли ремесники и торговци.
Земля в этот период ещё состовляла племенную собственность. В гомеровский период ещё государства небыло. Это был период военной демократии.
В период военной демократии управление обществом осуществлялось следущими органами:
совет старейшин, народные собрания, родоплеменной вождь. В совокупности трёх институтов власти: совета старейшин, народных собраний и родоплеменного вождя,этот период принято считать периодом военной демократии.
Совет старейшин в греции называется буле.
Родоплеменной вождь в греции называется – базилевс.
Должность родоплеменного вождя в греции была выборной. Но при её завершении предпочтения стали давать сыну умершего.тоесть власть переходила от отца к сыну.
Гомеровская греция представляла собой страну роздробленую на множество мелких самоуправляющихся округов. Из которых в последствии
На рубеже 9 – 8 веков до нашей эры в историческом развитии древней греции произошли глубокие изменения в родовом строи. Родовой строй преобразуется в рабовладельческий.
Идёт процесс развития часной собственности. Многие рядовые земледельци лишаются своих участков и когда эти участки сосредатачиваются в другой части общины формируются крупные землевладения. Начинают возникать социальные неравенства.
Порождается в этот период долговая кабала, развивается ремесленное производство и торговля,это ещё больше приводит к имущественному расслоению.
Древняя общинная организация сохраняется на кровородственых отношениях, но в период существования классового обществаони перестают отвечать потребностям времени. По этомуВ греции в 8 – 6 векахдо н. э. происходит слияние нескольких мелких общин. Слияние нескольких ранние растрояных общин называется синойгизмом.
Благодаря слиянию общин возникли социально-политические организмы, которые получили название полисы.
В истории древней греции важную роль сыграли 2 полиса:
Рабовладельчиское государство древних афин
Образование афинского государства, легенды гречиские связаны с именем легендарного героя тэзэя. В результати слияния трёх племён образовались афины.
Так гласит легенда древней греции.
Для руководства общины тэзэй сотворил совет, который упровлял этим образованием.
Тэзэй оформил обособленные социальные группы, определенные классы. Он обединил всю родовую знать и назвал эту группу эвпатриды. Они окончательно закрепили свои привелегии.
Большую часть населения состовляли земледельци.
Земледельци в греции называются геоморами.
особая группа, которая называется ремесники. Ремесники в греции назывались –демиургами.
Ещё одна большая группа населения называется метеками.
Метеки – это иностранци, чужоземци. их ещё называли клиентами. Они были свободные, но политическими правами не пользывались.
Это преобразование тэзэя было первым шагом ксозданию афинского государства.
Следущим шагом к образованию государства было уничтожение власти базилевса. В место неё была введина новая должность, должность архонта.
В начале архонты избирались пожизненно. За тем, избирались на 10 лет. А уже начиная с 683 года до н. э. ежигодно стали избираться 9 архонтов.
Первый архонт,который назывался гот стоял во главе этой коллегии из деевити архонтов.
Базилевс стал называться вторым архонтом. Он исполнял жреческие функции.а ткже вёл судебные дела по религиозным вопросам.
Третий архонт полимарх. К ниму отошла военная власть.
Оставшиеся 6 архонтов называются феснофетами. Выполняли судебные функции.
По окончанию срока полномочий архонты стали вступать в новый орган, который называлсяариопаг.
Ариопаг – это высший государственный совет.
Этот орган заменил совет старейшин. Ариопаг был хронителем традиций. Он также считался высшим судебным и контролирующим органом.
Членами ариопага могли быть только эвпатриды.
Познее с образованием флота страна была разбита на небольшиетерриториальные округа.
Округа назывались ноукрарии.
Таким образом происходит деление населения за территориальным признаком.
Архаический период ознаименовался созданием афинского государства. В этом афинском государстве постояно происходит борьба
Между демосом и родовой знатью.
Демос – это купци, ремесники, зеллевладельци.
Эта борьба на протяжении 8 -6 века до н. э. приводит к совершенству государственных органов, государственного строя.
Родовая знать не хотела добровольно уступать господство и старалась ущимлять права демоса. В рабовладельческом обществе было достигнуто высшая степень демократической организации общества.
Борьба между демосом и знатью привела к созданию в афинах противоричивой обстановки. Народ восстал против аристократии. Смекчение противоречий произошло за счёт реформ 594 года до н. э. реформами салона.
Реформы салона 594 год до н. э.
Салон осуществил ряд реформ, чтобы примирить отношения между дэмосом и знатью.
Это политический деятель избраный архонтом.
Салон осуществил ряд реформ, целью этих реформ было примирение враждующих сторон.
Первая реформа салона называлась сисапия.
Эта реформа освободила всех должников, которыми была населена вся аттика.
Аттика – это область юговосточной и средней греции.
Афины расделены на раёны которые называются номами.
Реформами салона заприщалась кабала.запрещалась продажа несостоятельных должников.
Он считал, что свободные граждани афин не должны были превращаться в рабов.
Должники, которые были проданы за пределы аттики должны были быть выкуплены за счёт общественых средств и возвращены на родину.
Салон изсдал закон в котором ограничивал землеладения.
Был установлен максимальный надел земельных участков.
За счёт этого ограничения возникает государственный фонд. Из которого салон передавал не имущим земельные наделы.
Салон осуществил ряд мероприятий, которые улучшели материальное положение демоса.
Был разрешён вывоз оливкового масла за границу и запрещён вывоз хлеба.
Он провёл политическую реформу. Она называется цензовая реформа.
Все афинские граждани были расделены на 4 разряда.
Медимны – единица ёмкости для зерна.
Каждый гражданин, который получал со своего участка доход 500 медивнов и высше относился к первому разряду и назывался пятисотником.
Гражданин который получал со своего участка доход 300 медивнов или мог содержать боевого коня, относился к второму разряду и назывался всадником.
Третий разряд назывался зевгиты. – это граждани афин кто получал годовой доход в размере 200 медивнов.
Все остальные граждани относились к четвёртому разряду и назывались фетами.
Салон сохранил деление афинского общества на 4 племени.
И создал на базе четырёх племён новый государственный орган, который назывался совет четырёхсот.
Этот орган избирался ежигодно из граждан первых трёх разрядов.
Совет занимался подготовкой дел, которые обсуждались на народном собрании.
Совет четырёхсот превратиться в главный исполнительный орган древней греции.
Народные собрание принимали законы.
Салон сохранил ариопаг. За ариопагом сохранилось право надзора над выполнением законов.
Салон создал суд пресяжных, который назывался гелиея.
Не демос не эвпатриды небыли удовлетварины реформами салона.однако, его реформы способствывали дальнейшей демократизации государственного строя.
Опираясь на оворужоную силу и пользуясь поддержкой основной массы кристьянства греции один из представителей знатного рода писистрат захватил государственную власть и установил тиранию.
Правление писистрата и его сыновей продолжалось с 560 до 527 года до н. э.
Писистрад придпринел ряд мер на облегчение положения кристьянам.
Им был предоставлен дешовый кредит, облегчил некоторые налоги для кристьян.
Писистрат ввёл институт разезных судей.
Политика писистрата была направлена на поддержание общественного порядка.
В результати открытого выступления знати против тирании, тирания была свергнута.
Начелась борьба за власть между крисвеном, которого поддерживал народ и исагором, это был представитель аристократии.
В конечном этоге победу одержал крисвен.
Став у власти крисвен занился реформами.
Он проводил демократизацию отеческого политического строя.
509 году до н. э. крисвен осуществил реформу государственного строя. В результате этой реформы были леквидирываны остатки родового строя. Крисвен начел новое административное деление атики, территориальное деление аттики.
Новый политический строй был построен на территориальном принципе. В результате реформы вся атика делилась на 3 териториальных округа:
Город афины с пригородом, внутринея центральная полоса афин, и третий округ это береговая полоса.
Каждый город состоял ихз 10 равных частей. Эти части назывались тритии.
3 тритии по одному из каждого города обьединялись в филу. Было создано 10 териториальных фил.
Целью этой реформы было смешать население, разединить роды и тем самым уменшить силу эвпатрида. Потому, что эвпатрид — это родоплеменная знать.
На этой основе совет четырёхсот был упразнён и был создан совет пятисот.
Туда входили, с каждой из десити фил, по 50 человек.
Крисвеном был создан ещё один новый орган – коллегия стратегов. В неё входили по одному человеку из каждой филы.
Метекам предоставлялись гражданские права.
Чтобы установить порядок, который он установил своими реформами, и чтобы небыло покушений на новые органы крисвеном был создан институт астротизма.
Астратизм в переводе – это суд черепков.
Астротизм – это форма тайного голосования при которой каждый голосующий писал на черепке имя того жителя афин, который представлял опасность для государства. Если одно и тоже имя попадалось на черепке 6000 раз, то тот человек изгонялся из афин сроком на 10 лет без конфискации имущества.
Суд пресяжных и состоял из 6000 человек.
Афины на рубеже 5-го 4- го века до н. э.
В истории греции 5 век до н. э. получил названия классического периода. Это период рассвета афинской демократии.
Борьба между демосом и аристократией не заканчивалась и в этот период.
Победу всегда одерживал демос.
Дальнейшая демократизация афинского государства связана с именами азиатия и перикла.
Азиатий отнял у ариопага право налаживать вето на постановления народных собраний в 462 году до н. э.
Полномочия и обязанности ариопага передовались народному собранию и совету пятисот.
Эти реформы азиатия привели к тому, что его убили.
После его смерти афинскую демократию возглавил перикл.
При перикле происходит болие чёткое расделение властей.
Законодательная власть была доручена народному собранию.Исполнительная власть была вверина совету пятисот, а судебная власть окончательно перешла гелиеи.
У граждан афин были права:
Право на свободу, право на личную независимость,право на земельный участок, право на ношение оружия, право участие в государственных делах. Тоесть участие в законодательных, исполнительных и судовых органов. Право на участие в общественных празництвах право на защиту и покровительство афинских законов.
Но в мести с этим граждани несли определенные обязанности:
Каждый должен убереч своё имущество, трудиться на земельном участке, обязан приходить на помощ полису если начинаются военные действия, обязанность повиливаться избранным властям и повиливаться законам, обязан принимать активное участие в общественной жизни.
Совокупность вот этих прав и обязанностей и составляла честь гражданина.