1. Территория Македонского царства находилась
1) на севере Балканского полуострова
2) на юге Балканского полуострова
3) в Малой Азии, неподалеку от Аттики
2. Прочтите текст и найдите в нем ошибку.
Македонская армия состояла из знати. Очень сильной и боеспособной была пехота. Вооружение пехотинцев складывалось из шлема, кожаного панциря, круглого щита, короткого меча и длинного копья.
1) на самом деле пехотинца защищал панцирь из прочного железа
2) на самом деле из знати состояла только конница, а пехота формировалась из пастухов и земледельцев
3) на самом деле каждый пехотинец имел не короткий, а длинный меч
3. Сильной армию македонского царя Филиппа делали
1) применение осадных башен
2) использование метательных орудий
3) использование преимуществ фаланги
4) постоянные тренировки воинов
5) применение военных судов новой конструкции
Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне.
4. Греция потерпела поражение в борьбе с Македонией, потому что (можно указать несколько причин)
1) внутри греческих государств шла ожесточённая политическая борьба
2) не нашлось людей, которые объяснили бы грекам опасность македонского вторжения
3) греческие государства враждовали между собой
5. Исократ и Демосфен
1) призывали организовать сопротивление Филиппу Македонскому
2) призывали Филиппа Македонского объединить всех эллинов и прекратить междоусобие
3) враждовали между собой, Демосфен выступал против Филиппа, а Исократ поддерживал намерения македонского царя
этим цветом выделены правильные ответы
- Вы здесь:
- Главная
- ТЕСТЫ ПО ИСТОРИИ
- Тесты по истории Древнего мира. 5 класс
- Тест 1. Города Эллады подчиняются Македонии. Вариант 1
Дата: 22.03.2012 г.
Учитель: Хаматгалеев Э. Р.
Цель: объяснить причины упадка Греции, которые в свою очередь стали причиной подчинения её Македонией.
Ход урока
- Новые понятия:Македония, монархия, Филиппики, сариссы.
Текущий контроль знаний и умений.
Выберите правильный ответ:
План изучения нового материала
- Упадок Греции в IV в. до н. э.
- Усиление Македонии при царе Филиппе II.
- Подчинение греческих городов-государств Филиппу II.
- Изучение первого вопроса плана. Упадок Греции в IV в. до н. э.
И Афины, и Спарта стремились к господству над Грецией. Афины установили свою власть в Афинском морском союзе. Спартанцы же подчинили себе государства Южной Греции и создали Пелопоннесский союз. Соперничество между Афинами и Спартой в 431 г. до н. э. привело к Пелопоннесской войне.
Словарная работа
Пелопоннесская война – серия войн за господство в Греции между Афинами и Спартой в 431-404 гг. до н. э.
Она закончилась поражением Афин. Спартанские мирные условия были жёсткими: Афины должны были распустить морской союз, сократить флот до 12 кораблей, срыть крепостные стены и вступить в Пелопоннесский союз. Они утрачивали все иноземные владения.
Работа в тетради
Последствия Пелопоннесской войны:
- упадок хозяйства (гибель оливковых рощ и виноградников);
- разорение крестьян и ремесленников;
- обострение борьбы внутри гражданского коллектива.
Недолог был расцвет греческих городов. Ещё при жизни Перикла в самой Греции начались междоусобные войны. Сначала между Афинами и Спартой: они соперничали из-за главенства над Элладой. В этой войне победила Спарта. Но потом против Спарты выступили другие полисы Греции. Казалось, войнам не будет конца… Настали страшные времена. Лилась кровь, греки убивали греков. Воины разрушали селения, вырубали оливковые рощи и виноградники, вытаптывали пшеничные и ячменные поля. Разорялись земледельцы и ремесленники, а их имущество скупали богачи. Военные столкновения полисов друг с другом и раздоры между богачами и бедняками ослабляли Элладу.
Между тем усиливался северный сосед Эллады – Македонское царство.
- Изучение второго вопроса плана. Усиление Македонии при царе Филиппе II.
В V веке до н. э. маленькая горная страна Македония делилась на несколько самостоятельных областей и в то время в делах Греции не играла почти никакой роли. В IV в. до н. э. умный и энергичный царь Филипп II объединил страну под своей властью, создал сильное войско, и из отсталого государства Македония превратилась в грозную силу для Греции.
Работа по карте. Найти Македонию.
Словарная работа
Македония – маленькая горная страна на севере Балканского полуострова.
Работа в тетради
Отличия македонского войска от греческого:
- в греческой фаланге обычно было 6-9 рядов, а в македонской 16 рядов и более, поэтому удар по врагу был сильнее;
- копья греков имели длину около 2 метров. Копья македонян были неодинаковой длины: у второго ряда были длиннее, чем у первого, у третьего длиннее, чем у второго. Самые длинные были сариссы – копья длиной 5 метров.
- греческая конница была лёгкой по вооружению и незначительной по своим размерам по сравнению с македонской, которая играла большую роль в войске.
Работа с классом
Сделайте вывод о македонском войске и ответьте на вопрос. Причина поражения греков и их подчинение Филиппу II кроется только ли в сильном и многочисленном войске македонян?
Материал учебника
Македонский царь Филипп стремится покорить соседей. В середине 4-го века до н. э. во главе Македонии– маленькой горной страны на севере Балканского полуострова – встал умный и энергичный царь Филипп.
Македонские цари находились под влиянием греческой культуры. Они строили театры, приглашали эллинских поэтов и художников. По просьбе царя Филиппа учителем его юного сына Александра стал крупнейший учёный Греции Аристотель. Знатные македоняне свободно говорили и писали по-гречески.
Филипп создал большую и боеспособную армию. Македонская конница состояла из знати, а пехота набиралась из пастухов и земледельцев. Каждый пехотинец получал шлем, кожаный панцирь, круглый щит, короткий меч и длинное копьё. Фаланга строилась в 16 рядов. В бою первые шесть рядов держали двумя руками копья, направляя их в сторону врага: первый ряд – перед собой, а воины остальных рядов клали свои копья на плечи впереди стоящих. Если же часть вражеского войска заходила фаланге в тыл, то воины последних рядов поворачивались к противнику лицом. Тогда фаланга становилась неприступной со всех сторон. Недаром говорили, что она похожа на ощетинившегося железом зверя, к которому опасно приближаться.
Армия Филиппа имела метательные орудия, с помощью которых в противника бросали камни, брёвна и большие стрелы. Такие орудия устанавливались также в огромных многоэтажных башнях на колёсах. Сотни воинов толкали башни – эти страшилища шумели и грохотали, приближаясь к осаждённому городу и наводя ужас на его защитников.
Стремясь покорить соседние страны, Филипп рассчитывал не только на военную силу. Он умело ссорил между собой своих противников, нередко добивался успеха подкупом. Царь с издёвкой говорил, что в самой неприступной крепости найдётся калитка, через которую проникнет осёл, гружённый золотом.
- Изучение третьего вопроса плана. Подчинение греческих городов-государств Филиппу II.
Внутренние греческие противоречия и раздоры были выгодны для Филиппа II, он решил захватить Грецию. Филипп начал подчинять себе один греческий город за другим. Среди греков было немало сторонников, равно как и противников Филиппа.
Работа на доске
Промакедонская партия
Исократ
- Потеря независимости Эллады будет меньшим злом, чем гибель граждан в междоусобных войнах.
- Выше всего на свете независимость и свобода родного города.
Отсутствие единства не позволило создать единый фронт обороны против Филиппа. В 339 г. до н. э. им был разрушен г. Амфисса, а затем в битве при г. Херонеи Филипп нанёс сокрушительный удар коалиции Афин.
Работа по карте. Найти на карте г. Херонеи.
Битва при Херонеи решила судьбу Греции:
- афинской демократии пришёл конец;
- имущество у богатых граждан не отбиралось;
- было принято решение о «вечном мире и союзе» между греческими государствами и Македонией;
- македонский царь провозглашён был верховным главнокомандующим объединёнными военными силами. Но самое главное, как бы это ни называлось, Греция потеряла надолго свою независимость.
Потеря Грецией независимости. Филипп начал подчинять себе города Греции один за другим. Эти города были ослаблены тем, что в них шла ожесточённая, порой кровавая борьба между богачами и бедняками. Живший в то время афинский писатель Исократ утверждал: «Врага боятся меньше, чем собственных сограждан. Богатые скорее готовы бросить своё имущество в море, чем отдать его беднякам; а для бедных нет ничего желаннее, как ограбить богатых». Исократ видел спасение родины в добровольном подчинении Филиппу. Он призывал его объединить всех эллинов и вместе с ними двинуться походом против персидского царя.
Но были и такие греки, которые выше всего ставили независимость и свободу своего родного города. В Афинах страстным и непримиримым противником Филиппа стал оратор Демосфен. Разъезжая по Греции и произнося гневные речи против македонского царя, он сплотил ряд городов для борьбы с ним.
Знаменитая в истории Греции битва произошла близ города Херонея в 338 году до н. э. В боевом строю с оружием простого воина стоял Демосфен. Македоняне превосходили греков численностью войск, тем не менее битва длилась долго. Под угрозой оказалось владычество Филиппа и даже его жизнь. Тогда царь притворным отступлением увлёк за собой афинские отряды. Не разгадав хитрости, они бросились преследовать противника, призывая друг друга гнать врагов обратно в Македонию. В этот момент восемнадцатилетний Александр во главе конницы нанёс по остальным эллинским отрядам сокрушительный удар. Видя успехи сына, Филипп внезапно повернул назад и обратил греков в бегство. Убитых было множество. После победы вне себя от радости Филипп устроил пиршество прямо на поле битвы среди неубранных тел.
Однако царём Греции умный Филипп себя не объявил. Он добился того, что греческие города поклялись ему в верности и признали своим военным предводителем. Немедленно началась подготовка похода македонян и греков на персов.
Приход к власти Александра. Всё было готово к выступлению, но осуществить задуманный поход Филиппу не удалось.
В Македонии шли празднества по случаю свадьбы царской дочери. Филипп, окружённый друзьями и телохранителями, направился в театр. Внезапно один из царских приближённых, выхватив из-под одежд изогнутый клинок, пронзил им Филиппа и попытался скрыться. Но стража догнала его и заколола. Осталось навсегда загадкой, по каким причинам убийца поднял руку на властителя Македонии. Новым царём войско провозгласило юного Александра.
Александр Македонский решил продолжить дело своего отца Филиппа и возглавить поход в Азию.
Древний писатель Плутарх рассказывает о Демосфене
Демосфен был сыном владельца оружейной мастерской. Семи лет он осиротел, унаследовав от отца большое состояние, но опекуны расхитили все его деньги. С детских лет Демосфен мечтал стать оратором. Это было непросто: он рос болезненным ребёнком, имел слабый голос. Забросив мальчишеские забавы, Демосфен целиком отдался упражнениям в красноречии. Неясный выговор он одолевал, вкладывая в рот камешки и так читая на память отрывки из поэтов. Голос укреплял тем, что, не переводя дыхания, произносил длинные фразы. Он уединялся в дальней комнате на два-три месяца, выбрив себе половину головы, чтобы от стыда невозможно было выйти наружу… Демосфен выступил в суде против своих опекунов и добился их осуждения.
- Закрепление изученного материала.
- Назовите главную причину ослабления Греции, которая привела к её завоеванию?
- Почему после поражения греков при г. Херонеи Филипп не стал отбирать имущество богатых граждан?
- Вопросы и задания самоконтроля.
- Подумайте, в чём сильные и слабые стороны построения македонской пехоты фалангой. В какой местности фаланга не могла успешно действовать?
- Что означали слова Филиппа Македонского о том, что гружённый золотом осёл может взять неприступную крепость?
- В наши дни грозную, обвинительную речь называют филиппикой. Подумайте, как возникло это название.
- Найдите на карте место битвы близ города Херонея. К каким последствиям привела эта битва?
Домашнее задание: читать и пересказывать §41 «Города Эллады подчиняются Македонии»; самостоятельно прочитать о приходе к власти Александра и подготовить для пересказа легенду, связанную с Александром Македонским.
Урок 43. Города Эллады подчиняются Македонии Предмет: история
Цель: объяснить причины упадка Греции, которые в свою очередь стали причиной подчинения её Македонией
Города Эллады подчиняются Македонии
Чтобы посмотреть презентацию с оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов:
Города Эллады подчиняются Македонии Презентация к уроку истории в 5 классе. Разработала: учитель истории Волжской СОШ Панфилова С. Е Греческий полис-государство. Еще при жизни Перикла в самой Греции начались войны между городами за право главенствовать в Элладе. Тема урока Города Эллады подчиняются Македонии Формулируем проблему урока Почему Македонии удалось подчинить Грецию? Почему греки, разгромившие в V в. до н. э. мощное персидское войско, не смогли противостоять македонскому царю? Пелопонесская война 431-404 год до. н. э В середине 4 века к власти в Македонии пришёл умный и энергичный царь Филипп Вопрос Почему македонская армия стала самой сильной на территории Греции в 4 в до н.э? Македонская фаланга Определите кому из ораторов принадлежат эти слова? «Потеря независимости Эллады будет меньшим злом, чем гибель граждан в междоусобных войнах.»« Выше всего на свете независимость и свобода родного города.» Исократ Демосфен Битва близ г. Херонея 338 год до н .э Битва близ г. Херонея Благодаря чему победили македоняне ?Каковы последствия битвы? Что произошло с Грецией?Что планировал Филипп осуществить после покорения Греции?Удалось ли Филиппу осуществить этот план? Почему?Кто возглавил Македонию после его смерти? Домашнее задание. Параграф 45 .Печатная тетрадь № 45.Повышенный уровень. Сообщение об Александре Македонском.
- konkyrs 9
Презентация к уроку истории в 5 классе на тему Города Эллады подчиняются Македонии
Размер файла: 2 MB Загрузок: 2
Навигация по записям
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться .
Личный кабинет
Задать вопрос / обратная связь Распечатать страницу
© 2016 Всероссийский фестиваль педагогического творчества. Организатор — Ассоциация творческих педагогов России.
Правоустанавливающая информация о порядке организации и проведения Фестиваля, условиях участия и сроках проведения публикуется в Регламенте
Все права на опубликованные материалы принадлежат их авторам. Копирование не допускается. Уведомление об авторских правах
Форма периодического распространения: сетевое издание. Возрастные ограничения информационной продукции: 16+