Menu

великобритания и ес



Хочу уехать за границу

С пятидесятых годов двадцатого века существует Европейский союз, объединивший на сегодняшний день 28 стран западной и центральной Европы. Процесс его расширения продолжается, но есть и недовольные единой политикой и экономическими проблемами.

Карта Евросоюза с указанием всех государств входящих в него

Страны, входящие в Евросоюз

Большинство государств Европы экономически и политически объединены в союз, называемый «Европейским». В рамках этой зоны действует безвизовое пространство, единый рынок, используется общая валюта. В 2017 году в это объединение входят 28 европейских стран, в том числе подчинённые им, но расположенные автономно, области.

Полный список стран ЕС

Также в ЕС вошла Хорватия в 2013 году.

История ЕС

Первоначально создание союза рассматривалось лишь с экономической точки зрения и имело целью соединения угольной и сталелитейной отраслей двух стран – Германии и Франции. Об этом, ещё в 1950 году, заявил глава МИД Франции. В те годы сложно было представить, сколько государств войдёт впоследствии в объединение.

В 1957 году был образован Евросоюз, включивший такие развитые государства, как ФРГ, Королевство Нидерландов. Италия. Франция. Великое Герцогство Люксембург и Королевство Бельгия. Он позиционируется как особенное международное объединение, включающее черты и межгосударственной организации, и единого государства.

Население стран Евросоюза, обладая независимостью, следует общим правилам, касаемо всех сфер жизни, внутренней и международной политики, вопросов образования, здравоохранения, социального обслуживания.

Карта Бельгии. Нидерландов и Люксембурга, входящих в Евросоюз

С марта 1957 года в этом объединении числятся Ирландия и Великобритания. В 1973 году в ЕС вступило Датское королевство. В 1981 году к союзу присоединилась Греция. а в 1986 — Испания и Португалия .

В 1995 году членами ЕС стали сразу три страны — Финляндия. Австрия и Швеция. Спустя девять лет, состав единой зоны пополнили ещё десять стран – Венгрия. Республика Кипр. Латвия. Литва. Мальта. Польша. Словения. Словакия. Чехия и Эстония. В Евросоюзе идёт не только процесс расширения, так, в 1985 году ЕС покинула Гренландия после обретения независимости, присоединённая к нему автоматически в 1973 году в составе Дании. так как её население изъявило желание выйти из объединения.

Вместе с некоторыми государствами Европы, в состав Евросоюза вошёл и ряд территорий, расположенных вне материка, но относящихся к ним политически.

Подробная карта Дании с указанием всех городов и островов

К примеру, вместе с Францией к объединению присоединились и Реюньон, Сен-Мартен, Мартиника, Гваделупа, Майотта и Французская Гвиана. За счёт Испании организация обогатилась Канарскими островами и провинциями Мелилья и Сеута. Вместе с Португалией вступили в союз Азорские острова и Мадейра.

Напротив, входящие в состав Датского королевства, но имеющие большую политическую свободу, Фарерские острова не поддержали идею вступления в единую зону и не входят в состав ЕС, несмотря на членство в нём самой Дании.

Также присоединение ГДР к Евросоюзу произошло автоматически при объединении обеих Германий, так как ФРГ на тот момент уже входила в его состав. Последняя из стран, вступившая в объединение — Хорватия (в 2013 году), стала двадцать восьмой страной-членом ЕС. На момент 2017 года ситуация не изменялась ни в сторону увеличения зоны, ни в сторону её уменьшения.

Критерии вступления в Евросоюз

Не все государства подходят к вступлению в ЕС. Сколько и какие критерии существуют, можно узнать из соответствующего документа. В 1993 году был суммирован опыт существования объединения и разработаны единые критерии, применяемые при рассмотрении вопроса вступления следующего государства в объединение.

По месту принятия список требований называют «Копенгагенскими критериями». Возглавляет список наличие принципов демократии. Основное внимание уделяется свободе и уважительному отношению к правам каждого человека, что вытекает из понятия правового государства. Большое внимание уделяется развитию конкурентоспособности экономик потенциального члена Еврозоны, а общеполитический курс государства должен вытекать из целей и стандартов Европейского союза. Страны-члены ЕС перед принятием какого-либо значимого политического решения обязаны согласовать его с другими государствами, так как это решение может повлиять на их общественную жизнь.

Каждое европейское государство, желающее пополнить список стран, вступивших в объединение, тщательно проверяется на предмет соответствия «Копенгагенским» критериям. По результатам обследования выносится решение о готовности вступления страны в Еврозону, в случае отрицательного решения составляется список, в соответствии с которым необходимо привести отклоняющиеся параметры в норму. После этого производится регулярный контроль над выполнением предписаний, по результатам которого делается заключение о готовности страны к вступлению в ЕС.

Кроме общего политического курса, на едином пространстве действует безвизовый режим пересечения государственных границ, и пользуются единой валютой – евро.

Так выглядят деньги Евросоюза – евро

На 2017 год поддержали и приняли хождение евро на территории своего государства 19 стран из 28, входящих в Евросоюз, признав его государственной валютой.

Остальные государства, имеющие членство в Евросоюзе, готовятся к переходу на единую валюту после подготовки всех необходимых механизмов. Исключением стали Дания и Великобритания, имеющие специальный отказ. Швеция, по состоянию на 2017 год, также отказалась от евро, но, возможно, присоединится к Европейскому механизму валютных курсов, что означает начало перехода на единую валюту в этом королевстве.

Страны-кандидаты на вступление в Евросоюз

Многие европейские государства стремятся стать членами ЕС. На 2017 год известно о пяти официально заявленных кандидатах на вступление в Евросоюз: Сербии. Турции. Черногории. Македонии и Албании. В потенциальных кандидатах числится Босния и Герцеговина. Сколько-то государств, население которых изъявило желание присоединиться к ЕС, в настоящее время, из-за общеполитического курса, отсталости экономик и прочих причин, их не рассматривают как возможные члены Европейского союза.

В разные годы договор об ассоциации с ЕС подписал ряд стран, в том числе находящихся за пределами Европы, что свидетельствует о выходе Евросоюза за пределы евразийского континента. На вступление претендуют не только развитые, как основные европейские государства, но и страны развивающихся экономик.

В 1998 году соглашение об ассоциации подписал Тунис, в 2000 – Мексика, Марокко, Израиль и ЮАР, в последующие годы – Иордания, Чили, Египет и Ливан.

Население Украины и Молдавии выразило желание вступить в объединение одним из последних (в 2014 году). Какие изменения произойдут при присоединении к Евросоюзу развивающихся экономик, остаётся только предполагать.

Особенности экономической деятельности Евросоюза

Экономика Европейского союза складывается из экономик всех входящих в него стран. В то же время каждое государство выступает как самостоятельная единица на международном рынке. Евросоюз, являясь общим рынком, предстаёт на международной арене отдельным членом, называемым «Европейские Сообщества».

Евросоюз представляет интересы каждого члена перед мировым сообществом и решает все конфликтные вопросы. Каждая страна-участница вносит свою долю ВВП в общую долю. Основные государства, какие приносили наибольший доход, это Франция, Германия, Италия, Великобритания и Испания. Сколько конкретно поступает от каждого участника, подсчитывает специальная организация. Если учитывать природные богатства всех входящих в сообщество государств, можно просчитать, какие объёмы ресурсов имеются у Евросоюза на 2017 год. Основные природные ископаемые – нефть, уголь и газ. Общие запасы нефти выводят ЕС на 13 место по её добыче.

Другой мощный источник дохода – туризм. Население Еврозоны активно перемещается между соседними государствами, чему способствует «прозрачность» границ. Этот фактор, а также единая валюта обуславливают оживлённые торговые взаимоотношения между этими государствами. Таким образом, Евросоюз, задумывающийся изначально лишь как торговое объединение ряда стран, разросся к 2017 году практически до статуса самостоятельного государства, включившего 28 стран, население которого насчитывает более 500 млн человек. Слияние экономик способствует эффективному перераспределению средств и ресурсов и поддержке более слабых государств. Процесс изменения границ зоны идёт и сейчас, поэтому сказать, сколько участниц будет окончательно, сложно.

13 июня 2016
14:07

Великобритания вне Евросоюза и Евросоюз без Великобритании: сценарии Brexit-а

До британского референдума о членстве в ЕС остается чуть менее двух недель. Опросы общественного мнения дают прямо противоположные результаты относительно его возможных итогов. Большая часть дебатов в Великобритании в период подготовки референдума сосредоточилась на экономических перспективах для этой страны от выхода из Евросоюза. Но есть еще и другая сторона уравнения — сам Евросоюз. Не менее важна проблема, как возможный выход Великобритании из ЕС повлияет на сам Евросоюз. И здесь важна не только экономическая, но и политическая сторона дела. Очевиден и российский интерес к перспективе возможного Brexit в условиях продолжающегося конфликта России с Европой и США. Очевидно, что сейчас просматривается единственная выгода для России от Brexit. Временно он создаст беспорядок в Евросоюзе, который отвлечет его внимание от военного кризиса на Украине. В остальном перспективы для России более или менее неопределенны. Очевидно, что Brexit расколет Европу по линии Одера, но при этом раскол этот не устранит влияния атлантизма. Более того, можно ожидать, что влияние США на части Евросоюза усилится.

В конце мая британское издание Financial Times сообщило о существовании у руководства Евросоюза некоего «плана Б» на случай голосования на предстоящем референдуме за выход Великобритании из ЕС. Лидеры ЕС заранее планируют будущее ЕС без Великобритании после возможного Brexit. Financial Times сообщило, что лидеры Германии, Франции, Италии, Бельгии и других основных государств-членов, скорее всего, «удвоят ставку» в пользу более тесного союза. Это станет ответом на возможный рост сепаратистских настроений в других странах ЕС, простимулированных Brexit. Более тесная интеграция в ЕС после Brexit, предположило британское издание, скорее всего, выразится в развитии общей политики безопасности и обороны. Однако 2 июня глава Еврогруппы голландец Йерун Дейсселблум опроверг информацию о наличии «плана Б» на случай выхода Великобритании из Союза. Очевидно, что сделано это было с целью не стимулировать сторонников Brexit и не дезориентировать его противников в Великобритании накануне референдума. Тем не менее, очевидно, что ведущие лидеры Евросоюза (без премьера Кэмерона) серьезно размышляют о ситуации после референдума в случае его успешного голосования за Brexit. Они думают о будущем Евросоюза без Великобритании.

Здесь надо отметить, что, если сторонники членства Великобритании победят на референдуме, то в отношениях этой страны с ЕС принципиальных изменений не будет. Максимум, что получит Великобритания от ЕС, уже согласовано на Европейском совете 19 февраля 2016 года. Больше уступок Великобритании не будет. Но, если Британия все-таки покинет ЕС, то влияние на Евросоюз, как и на саму Великобританию, будет гораздо более глубоким.

Дебаты в Великобритании и самом ЕС о перспективах Brexit сосредоточились в основном на экономической проблематике. Речь, в основном, идет о величине потерь, но для ЕС не менее важны и другие вопросы.

Некоторые британские евроскептики полагают, что Великобритания и так уже не оказывает большого влияния в рамках ЕС, и что без Великобритании ЕС будет продолжать свой курс в направлении создания европейского супер-государства. Другие надеются, что Brexit приведет ЕС к череде подобных кризисов, за которыми последует полный развал Евросоюза. Третьи считают, что Brexit может стать стимулом для реформирования ЕС для его улучшения и привития демократических практик брюссельскому управлению.

Очевидно, что Еврозона после Brexit получит больше влияния, чтобы управлять экономической и финансовой политикой ЕС, независимо от мнения остальных государств-членов, не являющихся участниками валютного союза. Но разногласия внутри Еврозоны делают ее быструю интеграцию маловероятной, по крайней мере, в ближайшем будущем.

Brexit ободрит национальные движения евроскептиков по всей Европе. Поэтому за Brexit Великобритания, вероятно, будет «наказана» длительными переговорами о новом соглашении о свободной торговле с ЕС. По ходу них ЕС будет опасаться делать слишком много уступок, опасаясь создать прецедент для подражания другим членам. Лидер французского Национального фронта Марин Ле Пен недавно заявила, что успешное голосование за Brexit в Великобритании будет, как падение Берлинской стены в 1989 году. И это может оказаться верным. Евроскептики по всему ЕС обретут надежду, что они смогут одержать победу. Лидеры Франции и Германии, несомненно, попытаются противостоять этим планам. Однако, насколько успешны смогут быть они, учитывая враждебность французских и немецких избирателей к передаче большей власти институтам ЕС?

Очевидно, что уход Великобритании увеличит преобладающее влияние Германии в ЕС. Одновременно это может усилить подозрения в государствах-членах по отношению роста германской гегемонии. Brexit усугубит «немецкую проблему» в Евросоюзе. Без Британии одна часть ЕС во главе с Германией может двинуться в направлении политического союза, в то время как другие будут пытаться получить особый статус в рамках ЕС. Но основные шаги в направлении интеграции Еврозоны крайне маловероятны до французских и немецких выборов 2017 года.

Необходимо учитывать величину Великобритании в Евросоюзе вне Еврозоны. ВВП Великобритании больше, чем у остальных имеющих национальные валюты вместе взятых восьми государств-членов. Очевидно, что без Великобритании Польша приобретет решающее значение в этой группе, которая состоит из трех региональных частей — Центральная Европа (Польша, Венгрия), Скандинавия (Швеция, Дания) и Балканы (Румыния, Болгария, Хорватия). Все это периферия относительно Старой Европы. Но без Великобритании в качестве союзника Польше будет труднее противостоять давлению со стороны Франции и других стран Еврозоны, отстаивающих подконтрольность отдельных ее институтов только ее членам. В итоге, Brexit может во временной перспективе дать и новый толчок к интеграции в Еврозону стран, имеющих в настоящее время свою собственную валюту.

Великобритания всегда играла важную роль в качестве связующего звена между ЕС и США. У атлантистов в США есть четко сформулированные опасения, что без участия Великобритании Европа станет менее стабильной и безопасной, менее способной в дипломатическом и военном отношении. Но ЕС без Великобритании по-прежнему будет являться важным региональным партнером для Соединенных Штатов, и это сделало бы его еще более зависимым от США в политике безопасности. В этой ситуации Великобритания вне пределов ЕС станет менее «полезной» для США, которым придется развивать альтернативные каналы влияния на европейскую политику. Каких-либо препятствий сейчас для этого нет.

Энергетическая политика. Brexit также может дополнительно укрепить немецкое влияние в сфере макроэкономической политики в Европе, в том числе, и энергетической политике. Великобритания выступает против усилий Еврокомиссии по вмешательству в национальную энергетическую политику для целей энергетической безопасности Евросоюза. Поэтому без Великобритании ЕС может принять более централизованную систему регулирования общего энергетического рынка.

Великобритания у себя была «пионером» разделения передачи энергии от производства, тем самым увеличивая конкуренцию и снижая цену на энергоносители. Именно эта система была заимствована ЕС для регулирования энергетического рынка Евросоюза и проведения политики энергобезопасности. Германия, напротив, стремилась обеспечить безопасность поставок через дотации на возобновляемые источники энергии и посредством долгосрочных контрактов, в том числе, с Россией. Результатом Brexit в сфере энергетики могут стать дальнейшие ограничения на использование угля в сочетании с более централизованной системой перенаправления потоков энергии, в том числе газа, в страны, где они необходимы. Здесь явственно просматривается желание Германии усилить свой контроль за сферой общей энергетики Евросоюза. В частности, Германия стремится создать газовый хаб на своей территории.

Направляемый Берлином ЕС может попытаться повысить безопасность поставок газа, но не за счет диверсификации от российского газа, а за счет увеличения импорта из России (в том числе, посредством предлагаемого трубопровода Северный поток (Nord Stream) — 2 для создания в системе больших объемов газа, что позволит перекачивать их государствам-членам, страдающим от технических или политических проблем с поставками. Посредством этой схемы влияние Германии в ЕС возрастет.

Внешняя политика. ЕС без Великобритании станет слабее в том отношении, что Европу в Совете безопасности ООН останется представлять одна Франция. Но для самой Великобритании Brexit не имеет никакого значения относительно ее членства в Совете безопасности ООН. Несмотря на евроскептическую риторику, британское правительство всегда видело в ЕС важный инструмент для проведения своих внешнеполитических целей. После Brexit Британия потеряет этот ресурс.

Без Великобритании ЕС, как структура, может стать более трудным партнером по внешней политике для США, вынуждая последних сосредоточить взаимодействие на двусторонней основе с государствами-членами. Однако подобная перспектива открывает широкие возможности для США создания внутри ЕС своего военно-политического союза, завязанного на «младоевропейцев». Подобная стратегия несколько лет назад была озвучена в США.

Общая внешняя политика ЕС и политика безопасности — это та область, которая строится на межправительственных соглашениях. Уход Великобритании из Союза может повысить роль дипломатической службы ЕС — Европейской службы внешнеполитической деятельности (ЕСВД) за счет национальных министерств иностранных дел и дипломатических служб, но только лишь в некоторых и весьма ограниченных областях. Например, Великобритания была основным препятствием для предоставления ЕСВД большей роли в консульской защите граждан ЕС. После Brexit подобная мера может быть принята.

Координация в ЕС по внешней политике, вероятно, и после Brexit по-прежнему будет осуществляться на межправительственной основе. Великобритания не одинока в своем стремлении сохранять подобное положение. Но ЕС из-за Brexit может стать менее активным на мировой арене. Так, например, без Великобритании Евросоюз будет иметь меньше шансов использовать санкции в качестве инструмента давления на такие страны, как Россия. Великобритания всегда была одним из самых активных сторонников применения санкций ЕС в качестве инструментов воздействия на неугодные страны. После присоединения Крыма премьер Дэвид Кэмерон определил, что Россия должна заплатить за это действие. Его поддержка санкций против России, даже в какой-то степени ущемлявших лондонское Сити, сыграла важную роль в убеждении других государств-членов, в частности, Германии, что они должны понести некоторые экономические издержки для оказания давления на Россию. Без Великобритании противники антироссийских санкций — такие страны, как Венгрия и Италия будут иметь больший вес в ЕС. Хотя и при этом обстоятельстве позиция Германии все равно будет иметь решающее значение для сохранения политики санкционного давления на Россию. Кроме того, здесь нельзя забывать фактор США, который будет «убеждать» государства-члены через двусторонние отношения.

Из-за выхода Великобритании позиции ЕС в Азии, уже ослабленные кризисом Еврозоны, будут ослаблены дальше. Может получиться и так, что из-за выхода Великобритании страны АСЕАН больше не будут видеть в ЕС модель региональной политической интеграции. Кроме того, потеря второй по величине экономики ЕС приведет к снижению переговорных позиций ЕС на переговорах о свободной торговле с такими странами, как Япония и Индия.

Оборонная политика и политика безопасности. На политическом уровне европейские приоритеты в оборонной политике после выхода Британии станет определять связка Франции и Германии, учитывая то обстоятельство, что в последнее время из-за кризисных дисбалансов она плохо работает. Поэтому в общей оборонной политике станет превалировать подход Германии, видящей в ней потенциал для гармонизации национальных политик в области обороны и развития координирующих возможностей. Берлин более заинтересован в территориальной обороне, чем в далеких заморских экспедиционных войнах, в чем, в частности, заинтересована Франция в направлении Африки.

Политика безопасности Великобритании вне ЕС однозначно сместится в сторону НАТО. Но, с другой стороны, и политика безопасности ЕС без Великобритании должна сместиться опять же в сторону НАТО. Великобритания всегда демонстрировала двойственное отношение к передаче Евросоюзу оборонительных функций. Общая политика безопасности и обороны ЕС была создана в 1999 году только после того, как Британия и Франция нашли способ, чтобы соединить участие ЕС в обороне с признанием роли НАТО. Французы проявляли энтузиазм в деле перспектив защиты ЕС, а Британия тогда поддерживала приоритет НАТО. Очевидно, что после Brexit приоритет получит именно британский подход. Атлантизм всегда имел для самой Великобритании более важное значение, чем общая оборонная политика Евросоюза.

Но без Великобритании 27 остальных государств-членов могли бы легче продвигать общую оборонную политику Евросоюза. Вероятно, будет создан общий оперативный военный штаб ЕС, чему ранее препятствовала своим вето Великобритания. Уход Великобритании, может быть, уменьшит противодействие созданию единой европейской оборонной политики (даже создания «европейской армии»), но с тем условием, что потенциал европейских военных операций без Великобритании уменьшится. Впрочем, Brexit может выявить и новых противников в ЕС общей оборонной политике, которые раньше прятались за британское вето. Так, например, созданию общей армии почти наверняка станет сопротивляться Ирландия, которая ревностно охраняет свой нейтралитет. Не будем забывать, что в сфере экономики Ирландия тесно связана с Британией.

После Brexit ЕС теряет одну из своих самых способных военных держав Европы и одну из немногих стран ЕС, которые тратят 2% своего ВВП на оборону. Возможностей проецировать свою силу и стратегические активы станет катастрофически не хватать Европе. Вполне возможно, что Brexit может побудить государства-члены ЕС увеличить финансирование проекта общей европейской обороны. Однако, с другой стороны, желание создавать оборонные структуры вне НАТО у сократившегося ЕС уменьшится из-за риска дублирования и неэффективного расходования средств, которые предпочитают экономить.

Сейчас ЕС активно работает в направление применения единых правил рынка к европейской оборонной промышленности, с тем чтобы ограничить дублирование оборонных программ и научных исследований, а также для повышения конкуренции и стимулировать инновации. В случае Brexit сторонников конкуренции в ВПК станет меньше, и Франция — сторонник протекционизма своей оборонной промышленности получит большее влияние. Сейчас Великобритания более склонна выбирать между европейскими и американскими предложениями на основе политических критериев, производительности и цены. Великобритания после Brexit больше не будет иметь возможность влиять на первоначальный выбор европейских военно-промышленных проектов.

Таковы общие иногда противоречивые перспективы политического развития ЕС после Brexit. Мы видим в них возможные альтернативы и нельзя говорить о предопределенных решениях. Первое решающее слово в развитии разных сценариев все-таки принадлежит британским избирателям, которым предстоит проголосовать за Brexit или отклонить его.

Государственный пограничный комитет Республики Беларусь - Информация обновляется каждый четный час с 06.00 по 00.00
Grand Prestige Hotel & Spa в Сиде Grand Prestige Hotel & Spa 5 Описание отеля
Горнолыжный комплекс Grandvalira (Андорра, Грандвалира) - отзывы Отзыв рекомендуют:38Дата отзыва: 2012-11-21 Достоинства: Большая зона катания
Гран-при Монако Интересные факты Накануне гонок на улицах Монако заваривают крышки люков, т.к. из за
Гран-при Испании 2012 года это: Квалификация После завершения быстрого круга, по результатам которого Льюис Хэмилтон