10 неизвестных: сокровища Ватикана на выставке в Третьяковке
По понедельникам многие из московских музеев не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для первого дня недели редакция m24.ru запустила рубрику «10 неизвестных», в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей.
Фото: m24.ru/Юлия Иванко
В Третьяковской галерее открылась выставка «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана». В экспозиции – работы Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссена – всего 42 произведения из 460, хранящихся в коллекции. Большинство из них ни разу не покидали стен вечного города и неизвестны широкой публике.
Рафаэль «Вера» и «Милосердие», 1507
Рафаэль "Вера", 1507
Рафаэль "Милосердие", 1507
Впервые Музеи Ватикана показывают в России лучшую часть своей коллекции – шедевры XII–XVIII веков. И впервые Пинакотека привезла 42 произведения из 460 – десятую часть коллекции. В 2017 году Третьяковка покажет в Ватикане одни из лучших шедевров русского религиозного искусства. Этот культурный обмен должен выявить, насколько близки европейская и русская живопись.
Вся экспозиция заняла три зала Инженерного корпуса. Центральным произведением были выбраны две небольшие гризайльные (монохромные) работы, входившие в композицию алтаря Бальони в церкви Сан Франческо аль Прато в Перудже. «Вера» – женская фигура с потиром (религиозный атрибут) в руке, окруженная путти или, по-другому, маленькими ангелами. У них в руках находятся монограммы – инициалы Иисуса. А Милосердие – это мать, обнимающая младенцев. Путти справа держит на плечах котел с огнем – античный символ мира, отсылающий к истории Олимпийских игр. Такая связь с античностью для художников Возрождения и более поздних эпох не была случайностью: даже в христианском религиозном искусстве мастера находили параллели с культурой древних римлян и греков.
Третьим алтарным изображением был образ «Надежды». Эти три небольших произведения, а также композиция «Положение во гроб», стали первым крупным заказом Рафаэля и сразу же принесли ему успех и признание.
Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо «Положение во гроб», около 1603–1604
Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо «Положение во гроб», около 1603–1604
Самая значимая и, наверное, известная работа на выставке – «Положение во гроб» Караваджо. Художник стал главным новатором своего поколения. ярко освещенные фигуры его героев прорывают окружающую тьму, что создает невероятный эмоциональный драматический накал в каждом произведении. Иконография сюжета «Положение во гроб» очень необычна: никогда еще эту сцену не изображали в таком ракурсе.
Интересно, что Караваджо никогда не изображал своих святых в нимбах, как это было принято: его моделями были бедняки и бродяги, которых он находил на улицах и в трактирах, а не профессиональные натурщики. Зато их лица всегда выражали то, что было нужно художнику, все тяготы и жизни отражались в их крупных чертах, глубоких морщинах или взъерошенных волосах. Караваджо никогда не допускал случайных деталей: кажется, рука Христа свободна и опущена, а жест пальцев – случаен. Тем не менее, зритель видит именно три пальца, что указывает на то, что Христос проведет во Гробе три дня.
Никола Пуссен «Мученичество святого Эразма», 1628
Никола Пуссен «Мученичество святого Эразма», 1628
Картина «Мученичество святого Эразма» стала первым большим заказом Пуссена в Риме. Она предназначалась для одной из капелл в Соборе Святого Петра, строительство которого было только что завершено. Такая жестокая сцена со вспарыванием живота и наматыванием кишок на ворот поражала современников своим натурализмом, тем не менее, отвечала точности библейского сюжета. Пуссен стал одним из главных художников классицизма, антагонистом барочной живописи Караваджо и его последователей. Поэтому не случайно, что на выставке картины расположены друг напротив друга. Так становится заметно, что драматизм Пуссена ничуть не уступает эмоциональной напряженности Караваджо, хотя художники и шли к этому эффекту совершенно различными путями.
Джованни Беллини «Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной», около 1471–1474
Джованни Беллини «Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной», около 1471–1474
Беллини был крупнейшим художником венецианской живописной школы XV века. Современник или даже предшественник Рафаэля и Леонардо, он ничуть не уступал им в совершенстве своего искусства. Одним из первых в Италии стал писать маслом, техникой, завезенной в Венецию нидерландскими художниками, да и в самой его живописи чувствуются нотки Северного Возрождения: четкость линий и утонченность пропорций предвосхищают образы северных авторов. Сложная композиция, ракурс, акцент на жестах и подчеркнутой изящности рук поражали его современников.
Паоло Кальяри, прозванный Паоло Веронезе «Видение святой Елены», около 1575-1580
Паоло Кальяри, прозванный Паоло Веронезе «Видение святой Елены», около 1575-1580
Веронезе – еще один представитель венецианской школы. Святая изображена в роскошном платье в духе моды XVI века. По легенде ангел явился Елене и велел ей отправляться в Рим на поиски креста Иисуса. Обычно этот сюжет изображали по-другому: Елена представала руководящей работниками, которые откапывали крест. Веронезе же пишет ее спящей, с ангелом, держащим крест в руках. Искусствоведы полагают, что моделью для художника стала его жена.
Гвидо Рени «Святой Матфей и ангел», около 1620
Гвидо Рени «Святой Матфей и ангел», около 1620
На выставке представлено две работы Гвидо Рени. Образ Святого Матфея с ангелом показателен для творчества Рени в целом: его портретные изображения святых, созданные с караваджисткими свето-теневыми контрастами, стоили больших денег и пользовались огромной популярностью. Подобно Караваджо, он пишет своих святых не спокойными и бесстрастными праведниками, а живыми и эмоциональными персонажами. Матфей изображен в момент создания Евангелия, текст которого он записывает за ангелом.
Мелоццо да Форли «Музицирующие ангелы». Фрески из церкви Санти Апостоли, 1480
Мелоццо дельи Амбрози, прозванный Mелоццо да Форли "Aнгел, играющий на лютне", 1480
Фото: m24.ru/Юлия Иванко. Мелоццо да Форли "Музицирующие ангелы". Фрески из церкви Санти Апостоли
Фото: m24.ru/Юлия Иванко. Мелоццо да Форли "Музицирующие ангелы". Фрески из церкви Санти Апостоли
Мелоццо стал основателем римской школы живописи, расцвет которой пришелся на XVI–XVII века. «Музицирующие ангелы» Форли стали одним из главных туристических брендов Ватикана. Их изображения можно найти повсюду, начиная от сувенирной продукции, заканчивая официальной символикой. Эта фреска находилась в римской церкви Санти Апостоли и украшала ее купол. Образ служил воплощением понятия «музыки небес» и прославлением господа, цитаты из Библии: «Да хвалят имя Его с ликами на тимпане и гуслях да поют Ему, ибо благоволит Господь народу своему, прославляет мирных спасением».
Антонио Аллегри, прозванный Корреджо, «Христос во славе»
Антонио Аллегри, прозванный Корреджо, «Христос во славе»
Такое изображение Христа было редкостью для итальянской живописной традиции, зато в византийских иконах встречалось часто. Поэтому образ кажется столь похожим на древнерусские иконы, которые стали продолжением византийских традиций: фронтальность композиции, золотой фон, само положение корпуса Христа – все это можно найти в православной иконографии. При жизни слава Корреджо ограничивалась его родным городом – Пармой, но сегодня его работы представляют для исследователей уникальный шанс проследить связь восточной и западной живописных традиций христианства.
Донато Крети, Серия «Астрономические наблюдения»
Донато Крети, Серия "Астрономические наблюдения"
Донато Крети, Серия "Астрономические наблюдения"
Донато Крети, Серия "Астрономические наблюдения"
Фото: m24.ru/Юлия Иванко
Необычная серия картин с изображением наблюдений за всеми известными на тот момент планетами Солнечной системы была создана в начале XVIII века в подарок Папе Клименту XI. Граф Луиджи Фердинандо Марсили надеялся, что после такого презента Папа выделит деньги на строительство в Болонье обсерватории. Этот город, с одним из старейших университетов Европы, уже тогда считался центром Просвещения и культуры. В то же время его натурфилософский контекст сильно выбивается из всего ряда религиозных произведений, представленных на выставке, а атмосфера живописи «галантных праздненств» связывает эти работы с французским искусством эпохи Людовика XIV. Именно поэтому для серии Крети отведен отдельный зал.
Джованни Франческо Барбьери (Гверчино) «Неверие Святого Фомы»
Джованни Франческо Барбьери (Гверчино) «Неверие Святого Фомы»
В экспозиции «Roma Aeterna» можно увидеть сразу две работы Гверчино – «Кающуюся Магдалину» и «Неверие святого Фомы». Оба были крайне популярны в искусстве Ренессанса и в позднейшее время. Картины, написанные на этот сюжет разными художниками, отличались различной степенью драматизма: некоторые мастера изображали Фому, глубоко погрузившим пальцы в рану Христа, за счет чего достигали невероятно яркого, практически физического ощущения у зрителя. Гверчино идет другим путем: жест его Фомы не столь дерзок: драматизм достигается благодаря свето-теневым контрастам и сочетаниям кроваво-красных и насыщенно-синих одежд святых. Это неудивительно, ведь Гверчино считается одним из лучших колористов болонской школы XVII века.
Фото: m24.ru/Юлия Иванко
Фото: m24.ru/Юлия Иванко
Фото: m24.ru/Юлия Иванко. Слева направо: Джованни Франческо Барбьери (Гверчино) "Кающаяся Магдалина" и "Неверие Святого Фомы", Никола Пуссен "Мученичество святого Эразма"
Фото: m24.ru/Юлия Иванко. Паоло Кальяри (Веронезе) "Видения Святой Елены"
Фото: m24.ru/Юлия Иванко. Гвидо Рени "Святой Матфей и ангел", "Фортуна с кошельком", Трофим Биго (предположительно) "Святой Себастьян, исцеляемый Святой Ириной"
Фото: m24.ru/Юлия Иванко. Слева направо: Джованни Франческо Барбьери (Гверчино) "Неверие Святого Фомы", Никола Пуссен "Мученичество святого Эразма", Пьетро да Кортона "Давид, отбирающий ягненка у льва"
Фото: m24.ru/Юлия Иванко. Федерико Фьори "Отдых на пути в Египет", Джузеппе Мария Креспи "Святое семейство"
Фото: m24.ru/Юлия Иванко. Антонио Аллегри (Корреджо) "Христос во славе"
Фото: m24.ru/Юлия Иванко. Пенсионанте дель Сарачени "Отречение Святого Петра", Микеланджело Меризи ди Караваджо "Положение во гроб"
Фото: m24.ru/Юлия Иванко. Трофим Биго (предположительно) "Святой Себастьян, исцеляемый Святой Ириной"
Фото: m24.ru/Юлия Иванко. Пенсионанте дель Сарачени "Отречение Святого Петра"
Фото: m24.ru/Юлия Иванко
Фото: m24.ru/Юлия Иванко
Фото: m24.ru/Юлия Иванко. Джованни Франческо Барбьери (Гверчино) "Неверие Святого Фомы"
Фото: m24.ru/Юлия Иванко
Фото: m24.ru/Юлия Иванко
Фото: m24.ru/Юлия Иванко
Фото: m24.ru/Юлия Иванко
Фото: m24.ru/Юлия Иванко
Фото: m24.ru/Юлия Иванко
Фото: m24.ru/Юлия Иванко
Фото: m24.ru/Юлия Иванко
Фото: m24.ru/Юлия Иванко. Карло Кривелли "Оплакивание"
Фото: m24.ru/Юлия Иванко. Мелоццо да Форли "Музицирующие ангелы". Фрески из церкви Санти Апостоли
Фото: m24.ru/Юлия Иванко
Фото: m24.ru/Юлия Иванко
Фото: m24.ru/Юлия Иванко. Мелоццо да Форли "Музицирующие ангелы". Фрески из церкви Санти Апостоли
Фото: m24.ru/Юлия Иванко
Фото: m24.ru/Юлия Иванко