Отзыв: Выставка «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана» (Россия, Москва) — Рассказ о том, как сложно прикоснуться к прекрасному в Москве
Достоинства:
Прекрасные, уникальные картины в Москве, отзывчивые сотрудницы Третьяковки
Недостатки:
Сложности при покупке билетов, запрещено фотографировать, усиленные меры безопаности
Всем добрый день, дорогие друзья!
Я очень удивлена, что про эту выставку до меня еще никто не написал. Обычно выставки, подобные этой, проходят с большим ажиотажем, а тут ни одного отзыва. Ну что ж, буду первой.
Свой отзыв я поделю на две части, первая будет посвящена организационным вопросам, а вторая непосредственно экспозиции, представленной на выставке. И та, другая часть однозначно заслуживают отдельной истории.
Часть 1. Покупка билетов и организация выставки.
За последние три месяца это уже третья крупная выставка, которую я посетила. Началось все с Айвазовского, продолжилось Рафаэлем, и теперь пришла очередь Пинакотеки.
Учитывая мой предыдущий опыт, хочу сказать: купить билет на такие выставки — задача непростая. Я не буду рассказывать про свои предыдущие приключения, остановлюсь именно на этом.
Выставка открылась еще 25 ноября, билеты начали продавать где-то за месяц. Я слышала об этом, но почему-то в самый ответственный момент совершенно забыла, опомнилась только спустя три дня. Естественно к этому моменту все билеты до конца декабря были распроданы, а следующую партию должны были начать продавать только 15 декабря.
Что поделать, пришлось ждать еще два месяца.
И вот день Х настал. На сайте Третьяковки было написано, что билеты через интернет можно будет купить с 12.00. Я конечно попробовала купить их еще утром, но это было бесполезно, и в 11.55 заняла исходную позицию перед монитором, плюс еще в телефоне открыла сайт. Шли минуты, которые казались мне вечностью, и вот 11.59 и. Все зависает. Я пробую, снова пробую, бесполезно.
В попытках купить билеты я провела весь обед, пробовала позже заходить на сайт, но ничего не получалось.
После 15.00 сайт Третьяковки вообще отказался работать, было написано, что он перегружен запросами и временно не доступен. В итоге 15 декабря билеты так и не были куплены.
В 7 утра 16 декабря я спокойненько зашла на сайт и купила заветные билеты. Но мозговая активность у меня по утрам слабенькая, об этом расскажу позже.
За завтраком смотрела в новостях как народ давился в очередях за билетами на выставку, и тихонько потирала руки. Я-то молодец, все купила. Ага.
В итоге на выставку мы добрались только 14 января, в последний день действия билетов.
Выставка Шедевры Ватикана проводится в Инженерном корпусе, который расположен по соседству с основным зданием Третьяковки. Инженерный корпус был построен в 1980 году во время последней реконструкции музея. Свое название он получил благодаря размещенным в нем инженерно-техническим службам. Но помимо этого, на втором и третьем этажах проводятся различные выставки. Шедевры Ватикана идет на третьем этаже, на втором сейчас расположилась выставка Золотая карта России, на которой представлены картины из собрания Приморского музея во Владивостоке.
Уже на входе видно, что мы пришли по адресу.
Несмотря на то, что билеты на эту выставку продавались только именные, перекупщики не дремали, сразу накинулись с вопросами, не нужен ли нам билетик.
Но нам не нужно, мы же билеты купили.
Подходим с электронными билетами на контроль, охранник говорит, что нам нужно обменять их в основном здании. Хорошо, идем туда.
Меняем в кассе и думаем как же нам теперь из одного здания попасть в другое. Этот, на мой взгляд, логичный вопрос, задаем кассиру. Она смотрит на нас как на сумасшедших, и говорит пройти к администратору.
С мыслями о том, каких странных людей берут на работу в Третьяковку, идем к администратору. Начинаем спрашивать как нам попасть на выставку, ведь мы уже разделись, и почему-то были уверены что из одного здания легко попасть в другое. Администратор быстро сообразила что нам надо, но тут же ошарашила новостью, оказывается, билеты мы купили не на выставку Шедевры Ватикана, а на посещение регулярной экспозиции, поэтому охранник и отправил нас в основное здание.
Это был полный провал. Я конечно знала что по утрам не отличаюсь умом и сообразительностью, но не догадывалась что до такой степени. Глядя на наши расстроенные лица, администратор решила помочь. Она позвонила в соседнее здание, и о чудо! выяснилось что у них есть пара возвратных билетов на сеанс, который вот-вот начнется, и нам надо скорее туда бежать. Нам не пришлось повторять дважды, сдали билеты и бегом побежали в Инженерный корпус за заветными билетиками.
Билеты, кстати, оказались недешевыми, по 500 руб. У меня имеются определенные льготы, поэтому на выставки и в музеи я хожу бесплатно, но тут выбирать не пришлось, билеты были только взрослые и за полную стоимость.
Вход на выставку, как и везде сейчас, через рамку металлоискателя.
Удивило только то, что на входе кроме охранников, дежурили еще и сотрудники полиции. Насколько я знаю, их нельзя фотографировать при исполнении, поэтому в кадр они не попали.
Имеется конечно же и гардероб.
Повесить верхнюю одежду на плечики стоит 10 рублей, неожиданно.
Идем дальше.
В следующем зале расположен кафетерий
Перекусить можно за такими столиками
Здесь же расположена сувенирная лавка
И вот мы у цели. А тут.
Ааааа! Ну как так? Категорически. Мы были в шоке.
Ладно, мы с такими боями сюда попали, что эта надпись нас не остановит.
Здесь было бы логично начать вторую часть моего рассказа, посвященную экспозиции, но я все-таки еще немного расскажу об организации.
Как вы уже видели, на входе стоит надпись про запрет фотосъемки. Меня это конечно же очень огорчило, так как я планировала писать отзыв о выставке, а отзывы я люблю с фотографиями. Поэтому я решила все-таки немного поснимать не привлекая внимания.
В первом зале дежурила бабушка-смотрительница, и когда она отворачивалась я пыталась что-то снять. Но в один из таких моментов ко мне подошел. полицейский! и сказал что фотосъемка запрещена. У меня просто отвалилась челюсть, такого я никогда не ожидала. Ну хорошо, хоть телефон не отобрали и в участок меня не забрали. Но честно, был шок, я даже не смогла ему ответить от неожиданности, просто что-то промычала.
Дальше больше. Во втором, самом большом зале, к бабушкам и полицейскому присоединились сотрудники в штатском. Я видела парочку мужчин в костюмах, которые явно не любовались картинами, а наблюдали за посетителями. Я не понимаю почему такая секретность, какие-то драконовские меры безопасности. Я никогда с таким не сталкивалась, поэтому, к сожалению, фото в моем отзыве будет совсем мало.
Итак, часть 2. Экспозиция.
Пинакотека Ватикана является частью музеев Ватикана. В ней собрана коллекция живописи в основном на религиозные темы. Коллекция небольшая, около 500 картин, сейчас в Третьяковке выставляются 42 картины, почти 10 процентов. А учитывая, что некоторые картины впервые покинули пределы Ватикана, событие это действительно уникальное.
В дальнейшем планируется, что некоторые картины из Третьяковки отправятся на выставку в Ватикан, а пока наслаждаемся работами итальянских мастеров в Москве.
При входе на выставку я взяла брошюрку с описанием представленных на выставке работ, и мы отправились на встречу прекрасному.
Кстати, картина которая изображена на брошюре, а также на всех плакатах — это «Оплакивание Христа с Иосифом Арамейским, Никодимом и Марией Магдалиной» кисти Джованни Беллини.
В этой же брошюре можем посмотреть схему залов и расположение картин.
Экспозицию оформили символично, в виде круга, напоминающего площадь Святого Петра. Даже цвет стен был подобран типично для Рима, чтобы напоминать о залах Ватикана.
Идем в первый зал. Здесь в основном представлены картины эпохи Возрождения.
Очень сложно писать отзыв практически без фотографий, но прошу простить, это не моя вина.
В зале многолюдно. Очередей к картинам нет, но придется немного потолкаться.
Всего в зале представлено 15 картин, перечислю некоторые из них.
Выставка начинается с редчайшей иконы «Христос Благословляющий», которая раньше никогда не покидала пределы Ватикана.
Далее идет картина Маргаритоне д'Ареццо «Святой Франциск Ассизский», которая вошла во все учебники по истории искусства и ценна тем, что является одним из самых ранних изображений святого.
Здесь же находится уже известная нам картина Беллини.
Мне удалось сфотографировать трех ангелов Мелоццо да Форли. Первые две картины называются «Ангел, играющий на лютне», последняя — «Ангел, играющий на виоле». Все они являются частью росписи купола церкви Санти Апостоли в Риме и экспонируются крайне редко.
Идем в следующий зал.
Очень стильный коридорчик, в котором можно передохнуть.
Следующий зал намного больше по размерам, людей здесь значительно меньше.
Здесь представлены, в основном, картины эпохи барокко, когда папский Рим достиг своего наибольшего могущества.
В центре зала две работы Рафаэля, «Вера» и «Милосердие», входившие в композицию алтаря Бальони в церкви Сан Францеско аль Прато в Перудже. К ним приходится постоять в очереди. Видите какая толпа перед ними?
Слева находится картина Корреджо «Христос во славе», справа «Видение святой Елены» Паоло Веронезе.
Вот она поближе.
В этом же зале находится главный шедевр выставки «Положение во гроб» Караваджо. Напротив — «Мученичество святого Эразма» Никола Пуссена, картина, которая производит шокирующее впечатление. При жизни Пуссена считали антагонистом Караваджо, на выставке эти две картины находятся друг напротив друга, вступая не в спор, а в сложный внутренний диалог.
Здесь же мы можем увидеть две картины Гвидо Рени «Святой Матфей и ангел» и «Фортуна с кошельком». При жизни этого художника называли вторым Рафаэлем, а его произведения стоили баснословных денег, но затем его забыли и только начиная с 1970 года началась его реабилитация.
Выставка завершается серией картин болонского художника Донати Крети «Астрономические наблюдения». На ней изображены ночные наблюдения всех известных на то время планет Солнечной системы. Эти картины выбиваются из ряда религиозных произведений, представленных на выставке, поэтому для них выделен отдельный зал.
Это произведение становится логическим завершением рассказа о семи веках из истории Папской области, вскоре прекратившей свое существование и превратившейся в Ватикан.
Спросите вы меня: понравилась ли мне выставка? Я однозначно отвечу: Да! Но. Почему, почему нельзя организовать подобные выставки так, чтобы все желающие могли увидеть эти чудесные картины, чтобы это было легко и просто?
Зачем нужно было привлекать полицию и службу безопасности, чтобы никто ничего не сфотографировал? Ведь практически все фотографии с выставки уже давно есть в интернете. К чему такие повышенные меры безопасности? Не понимаю.
Я рада, что мне по счастливой случайности удалось здесь побывать, и конечно же я рекомендую всем посетить выставку Roma Aeterna, если, конечно, получится купить билеты.
P.S. Фотографии, которые удалось сделать, модераторы все-таки удалили(((
Время использования:2 часа
Стоимость:500 руб.
Год посещения:2017
Такой выставки Москва еще не видела. В Третьяковскую галерею привезли 42 полотна из ватиканской Пинакотеки. И, по словам заместителя директора Музея Ватикана Барбары Ятта, это составило 10% от того собрания, что выставлено в ватиканском музее.
Идея провести подобную экспозицию возникла несколько лет назад. И, как рассказала директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, она исходила от российского президента Владимира Путина и Папы Римского Франциска.
«Идея была представить в России и Ватикане две выставки. Коллекцию музеев Ватикана показать в Москве, а выставку из собрания российских музеев — в Ватикане. Поскольку российская выставка была составлена на 90% из работ, входящих в собрание Третьяковской галереи. то и и выставка из Ватикана логично должна была открыться в этих стенах», — объяснила выбор места проведения экспозиции Трегулова. Она также отметила, что этой выставки могло бы и не быть.
Мелоццо дельи Амбрози. «Aнгел, играющий на виоле»
© пресс-служба Третьяковской галереи
Средства на дорогостоящий музейный проект изначально должен был выделить Ватикан. Но в последний момент деньги решено было передать в помощь детям из Сирии. Тогда на помощь пришел предприниматель Алишер Усманов. В его фонде «Искусство, наука и спорт» не называют сумму, затраченную на проведение выставки, зато отмечают, что для Усманова это уже не первые поддержанный музейный проект. До этого миллиардер выступал спонсором выставок Уильяма Тернера и прерафаэлитов в ГМИИ им. А. С. Пушкина. а также экспозиции «Уистлер и Россия» в Третьяковской галерее .
Ради выставки «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо» некоторые полотна покинули Пинакотеку впервые. Да и в таком количестве картины из музеев Ватикана раньше тоже не вывозили. В трех залах Третьяковки разместились живописные работы, созданные с XII по XVIII век. «Мы убеждены, что для мира, который становится все более поляризованным и все больше раздираем конфликтами, искусство, особенно на религиозную тематику, подает надежду», — отметил приехавший в Москву президент губернаторства государства-города Ватикан кардинал Джузеппе Бертелло.
Куратор выставки Аркадий Ипполитов отметил, что по понятным причинам привести в Москву фрески «Сикстинской капеллы» и Станцы Рафаэля было невозможно. Но в остальном в Москву приехали «шедевры, сверхшедевры и даже сверхсверхшедевры». Первый зал экспозиции открывается редчайшей иконой «Христос Благословляющий» XII века, которая является аналогией древнерусских изображений Спаса Вседержителя. А следом за ней расположена картина «Святой Франциск Ассизский» Маргаритоне д’Ареццо, входящая во все учебники по истории искусства. Это одно из самых ранних изображений святого, сделанных после его канонизации в 1228 году. И именно его имя выбрал нынешний понтифик.
Икона «Христос Благословляющий» и Маргаритоне д’Ареццо «Святой Франциск Ассизский»
© пресс-служба Третьяковской галереи
Экспозицию в Третьяковской галерее оформили символично — в виде круга, напоминающего площадь Святого Петра. «В проекте было продумано все вплоть до цвета стен — такого типичного для Рима и в то же самое время апеллирующего к залам Ватикана», — отметил Аркадий Ипполитов. А в название вынесли слова Roma Aeterna — «вечный Рим». Торжество вечного города складывается из его шедевров.
Никола Пуссен. «Мученичество святого Эразма»
© пресс-служба Третьяковской галереи
Например, привезенное в Москву «Мученичество святого Эразма» Пуссена было написано художником специально для собора Святого Петра и вызывало восхищение многих русских живописцев, живших в Риме.
Выставка «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо» в Третьяковской галерее продлится до 19 февраля 2017 года. Но уже сейчас все электронные билеты на нее распроданы до конца 2016 года.